TOP

«ВСЕ БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ПОНИМАЕТ: НАДО И САМИМ ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ»

Фонд имени Льва Сапеги существует с 1992 года. Основная деятельность — содействие развитию местного самоуправления в Беларуси. В рамках «Европейского проекта модернизации для Беларуси» беседуем с председателем Фонда имени Льва Сапеги Мирославом Кобасой о том, какие реформы нужны в сфере местного самоуправления.

— Как можно оценить сегодняшнюю белорусскую систему местного самоуправления, какие ее особенности, насколько она далека от европейских и международных стандартов в этой сфере?

— В соответствии с белорусским законодательством, «местное самоуправление — форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств».

В этой базовой формулировке мы видим сразу несколько принципиальных отличий от международной практики, в частности, Европейской хартии местного самоуправления — документа, подписанного абсолютно всеми государствами Европы, за исключением Беларуси.

В европейском понимании местное самоуправление означает право и фактическую способность общины решать государственные дела. Обратите внимание, в белорусском законе на первом месте общегосударственные интересы, и только потом «интересы граждан».

— А как давно эта норма существует в законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»?

— В варианте закона, который действовал до 4 января 2010 года, «интересы граждан» были на первом месте. Хотя от того, что поменяли местами, на практике ничего не изменилось.

Если вернуться к отличиям европейского и белорусского подхода, то обратите внимание, что у нас в законе нет даже такого понятия, как «община». То есть якобы есть местное самоуправление, но нет субъекта, на которого направлена его деятельность. Иначе говоря, у нас субъектом местного самоуправления является территория, а не люди. И это показывает, как государство относится к своим гражданам. То есть оно не видит их тем субъектом, на который направлены услуги власти.

А в Европе существует «община», на которую и направлена деятельность местного самоуправления.

Следующая проблема — компетенция. Если взять компетенции наших местных советов, там 36 позиций, но из них половина — организационные. Все, что гражданина ежедневно волнует, то, что людям важно — это уже в компетенции исполкомов. А исполком — вертикаль власти, он не является ответственным перед гражданами и не подотчетен ему. Получается, система законодательно выстроена так, что она никогда не будет крутиться вокруг человека.

— Что конкретно предлагает ваш фонд, какие предложения по реформе местного самоуправления вы считаете наиболее необходимыми и актуальными?

— Последние предложения как раз касались изменений в редакцию закона о местном самоуправлении. Мы внесли 32 поправки, из них только две приняты.

Прежде всего, надо изменить само понятие местного самоуправления, вывести его из системы государственной власти.

На наш взгляд, сегодня давно пора менять существующую трехуровневую систему самоуправления (областные советы, районные и первичные). Многие мелкие местные советы просто не способны исполнять свои функции: недостаточна материальная база, не хватает кадров.

И наше предложение заключается в том, чтобы вместо двух уровней (районные и сельские советы) создать один.

Один из вариантов подразумевает создание 183 поветов (так мы предлагаем назвать новую территориальную единицу), другой — 164. Сейчас в Беларуси 118 районов и 12 городов со статусом района.

Очень важный аспект — финансовый.

У нас около 50 процентов бюджета проходит через местные органы власти — хороший европейский показатель. На самом же деле из этой суммы около 50 процентов идет на областной уровень, 48 — на районный и только 2 процента на местный, сельский уровень. То есть те, кто ближе всего к гражданам, получают меньше всего.

Везде в мире наоборот!

Не менее горячий вопрос — выборы глав местных администраций, мэров. На первом этапе реформы можно оставить систему, когда мэров выбирают депутаты, но потом следует переходить на прямые выборы.

— В любой белорусской проблеме возникает этот вопрос — виновата ли только власть, которая не рвется проводить реформы, или не менее виноваты и сами граждане, которые не слишком активно подталкивают власть к переменам? Насколько волнует людей реформа местного самоуправления?

— Власть действительно ничего в этом плане не предпринимает и заинтересована в том, чтобы все оставалось, как есть. И если перемены произойдут (в чем я уверен), то они будут вызваны прежде всего экономическими причинами.

Что касается людей, то, конечно, у них сильны патерналистские, иждивенческие настроения («мне все должны»). С другой стороны, откуда будет инициатива на местах, если инициативные люди часто выживаются?

Однако все больше людей понимает: надо и самим что-то делать. Так или иначе, реформы нужны. Но людей не научишь их проводить только по книжкам. Надо реформы начинать, и тогда активность проснется, как в начале 1990-х.

То, что эти реформы неизбежны,  на мой взгляд, очевидно.

Виталий ОСИПОВИЧ

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.