Не сидеть в долгих очередях, не ждать обследования месяцами и получать внимательное обслуживание — вот простая мечта любого белорусского пациента.
Добиться такой системы можно, переведя часть пациентов (примерно 20%) на добровольной основе во внебюджетное платное здравоохранение, — тогда выделенные государством средства распределятся на меньшее число пациентов.
Ведущие бизнес-союзы еще в 1999 году разработали подробный план мероприятий, направленный на создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения.
Реформа базируется на двух основных принципах:
— равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности;
— прозрачный бизнес — отрицание «серых» схем, работа только «через кассу» и без «зарплат в конвертах».
Один из разработчиков реформы, председатель совета учредителей СООО «Экомедсервис — медицинский центр», заместитель председателя ОО «Белорусский союз предпринимателей», член Общественной палаты Союзного государства, кандидат физико-математических наук Владимир Коява поделился своим видением происходящего в сфере медицины.
Проблем хватает и у бюджетников, и у частников
— Бюджетное здравоохранение никогда не будет полностью обеспечено финансово, ведь технологии очень быстро развиваются, оборудование становится все более сложным, появляются новые и дорогие лекарства. За этим не угнаться, и денег всегда будет не хватать, чтобы удовлетворить всех с наилучшим качеством обслуживания, да еще и без очереди.
Почти 20 лет назад мы пришли к убеждению: чтобы поднять уровень и доступность медицинской помощи, необходимо реформировать и внебюджетное здравоохранение.
Сегодня оно состоит примерно наполовину из государственного и наполовину из частного. Во всех государственных поликлиниках и больницах обязывают оказывать платные услуги: когда-то доводили план, что они должны составлять 30%.
В итоге сегодня нередко «платники» и «бесплатники» обслуживаются в одном и том же кабинете, только первые идут без очереди.
Но вряд ли кто-то серьезно анализировал прибыль от такой практики… Еще одна очень серьезная проблема — «серый» рынок, связанный в первую очередь с бюджетным здравоохранением.
Не секрет, медработники часто получают нелегальные доходы за внеочередную консультацию или госпитализацию, за дефицитные лекарства либо проведение исследований на высокотехнологичном оборудовании и т.д.Цены на такие «услуги» значительно ниже их себестоимости, оплаченной из бюджета, а «платежи в карман» персоналу уходят из системы налогообложения.
Одновременно нарушается принцип равной доступности медицинской помощи — не все могут заплатить врачу (рассчитаться бартером или подарком). Это приводит к ухудшению качества обслуживания социально незащищенных людей, поскольку «заплатившие» получают и больше внимания персонала, и дефицитные услуги, и лекарства. То есть на них тратится значительно больше бюджетных средств, чем на среднестатистического пациента.
Параллельный анализ работы частных коммерческих медицинских центров показывает: там значительная часть доходов проходит «мимо кассы» и не учитывается при налогообложении.
Кроме экономии на налогах, нужно учитывать и закупки «частниками» более дешевых (в основном контрафактных, без накладных и сертификатов) расходных материалов, и практику «зарплата в конвертах». В итоге наблюдаем недобросовестную конкуренцию на рынке услуг.
Как стимулировать платное обслуживание
— Чтобы улучшить медицинский рынок, сначала необходимо найти дополнительные источники финансирования. Логично, что это средства как организаций, которые платят за своих сотрудников, так и физических лиц, оплачивающих лечение своей семьи. Но почему они должны будут платить, если есть бесплатный вариант? Необходимо создать дополнительные стимулы, чтобы человек перешел на платное обслуживание. А его место в бюджетной поликлинике может занять кто-то другой, победнее.
Самый простой способ привлечь пациентов— дать льготы. Самая действенная мера — введение социального налогового вычета. Человек оплатил медуслуги, ему выдали чек, по которому на работе возвращают 13-процентный подоходный налог.
Для пациента цена посещения врача станет меньше, и будет больше тех, кто сможет воспользоваться платной медицинской помощью. При этом деньги медучреждения мы легализуем, потому что придется выдать кассовый чек. Свободных средств для зарплат в конверте станет меньше, мы экономическими, а не административными методами разрушим «серый» рынок, люди охотнее будут лечиться платно, появятся новые медицинские центры, повысится конкуренция,увеличится собираемость налогов — одни плюсы с учетом последних коррупционных разоблачений в системе Минздрава.
У страховщиков слишком большая маржа
— С 2012 года социальный налоговый вычет удалось внедрить, но только при приобретении полиса страхования. В этом случае между медцентром и пациентом возникает страховая компания. И вы сможете обратиться в организацию здравоохранения, если только заболели (наступил страховой случай), а не тогда, когда просто хотите обследоваться.
Сегодня в страховых компаниях остается около 50% собранных страховых взносов.
Это достигается за счет страхования корпоративных клиентов. И обходись среднестатистический застрахованный без посредничества страховой компании, то он бы получал услугу вдвое дешевле или смог бы оплатить вдвое больше услуг. Но страхование — еще и защита от стресса. Это инструмент перераспределения финансового бремени, когда здоровый платит за больного. И все же сегодня слишком большая маржа остается в страховой компании. Тем более что главный игрок здесь — организация здравоохранения. Распределение должно быть приблизительно 25% на 75%, где большую часть следует направлять на медицинскую помощь.
Из 13 страховых компаний только половина работает с физлицами — это им невыгодно (страхуются или очень больные, или «очень хитрые», которые по полной программе выбирают страховое возмещение).
Причем компании, работающие с физлицами, в основном страхуют родственников сотрудников корпоративных клиентов, которых застраховали за счет средств юридических лиц.
Всего в Беларуси имеют медицинские страховки около 400 000 человек — лишь 4% нашего населения. Из них, наверно, не более 5% это самостоятельно застрахованные физические лица, которые смогли воспользоваться социальным налоговым вычетом. Таким образом, льгота есть, но она работает не эффективно. Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения: приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в организации здравоохранения. То есть мы предлагаем перейти к рациональному использованию существующей льготы, без снижения налоговых доходов, а наоборот, их увеличению за счет разрушения «серого рынка» медицинских услуг и развития цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения.
Сейчас повторно внесли предложение о льготе на социальный налоговый вычет в рабочую группу по изменению Налогового кодекса и в Министерство по налогам и сборам. Надеемся, уже с 2019 года белорусские граждане смогут полноценно воспользоваться этой нормой.
Контроль цен делает бизнес нерентабельным
— У нас 2700 платных услуг, которые разбиты по направлениям. Например, в стоматологии их более 700. И когда пациент видит в талоне выполненных работ при лечении кариеса более 20 кодов прейскуранта, то он думает, что его «раскручивают». Минздрав регулирует цены на услуги двумя способами — рентабельность не более 30% и непревышение предельных тарифов. Такого жесткого регулирования нет ни в одной отрасли.
Хотя здравоохранение — это одна из немногих экономических сфер страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции.И в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.
Мы добились, что половину услуг освободили от регулирования тарифов. Но вся диагностика и ортопедическая стоматология, самые высокотехнологичные услуги остались регулируемыми. Покупаем дорогостоящее оборудование, цена предельная, и надо продавать медуслугу в убыток, ниже себестоимости.
По нашему мнению, платные медуслуги нельзя относить к социально значимым и тарифы здесь не должны регулироваться. Надеемся, уже в этом году проблема будет решена.
Болезненный вопрос о лицензиях
— В здравоохранении самое сложное — лицензирование: только на медицинскую деятельность имеется более 50 составляющих видов: педиатрия, хирургия, кардиология и т.д. И если нарушение выявляли в каком-то виде, то прекращали действие всей лицензии и закрывали весь медицинский центр.
То же самое с аптеками: подставилась одна — останавливают все. Это тормозило производство и разрушало бизнес. Заодно подпитывало коррупцию и поощряло чиновничий произвол.
Кстати,за аналогичные нарушения в государственных организациях здравоохранения действие лицензий никогда не прекращали.
Наш подход: в случае нарушения сначала предупреждение, а потом приостановление. И уже как последняя мера наказания — прекращение действия лицензии, причем только по решению суда. И забирать не всю лицензию, а только по тому виду или по тому филиалу, где был прокол. Причем такие изменения должны касаться всех субъектов хозяйствования, всех отраслей, а не только здравоохранения. И многого в этом направлении уже удалось добиться. Надеемся, президентский указ «О лицензировании» будет подписан в согласованной с бизнес-союзами редакции. Это защитит бизнес и добавит ему стабильности.
Мы все же пробьем эту стену
— Оказание платной медицинской помощи — один из самых сложных бизнесов. Если государство не сформирует условия для его стабильного развития, то многие хорошие и востребованные специалисты могут предпочесть работу за границей. Некоторые уже ездят работать вахтовым методом в Россию, Польшу и Литву. Чтобы медики хотели остаться здесь, нужно создать цивилизованную систему внебюджетного здравоохранения.
Две трети вопросов, которые мы хотели решить в ходе реформы, уже решены. Остальные надеемся реализовать в течение двух-трех лет, так как они фундаментальные. Более подробно с результатами реформы можно ознакомиться на сайте http://www.ems.by/.
Я думаю, мы все же пробьем эту стену.
Александра БЕЛАЯ
Читайте также:
Чем длиннее реформа, тем короче жизнь
Поддержка нужна и больным и врачующим
6 претензий жителей Барановичей к медикам и медицине
Владимир Ковалкин: Появится стимул — начнут копить на старость
Соседи уходят в отрыв: с кого брать пример?
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…