TOP

Лукашенко думал, но «потом передумал». Прощайте, выборы?

Новая Конституция может быть введена в действие с 2025 года, обеспечив Лукашенко полный президентский срок.

Фото: БЕЛТА

Александр Лукашенко 15 декабря на встрече с активом Витебской области заявил, что думал насчет новых досрочных президентских выборов, «но потом передумал», поскольку в обществе могут произойти новые волнения.

Руководитель государства заявил, что с ним в 2020 году «пробовали разговаривать через цветную революцию — не получилось». А теперь нашли «новые рычаги давления»:

«Я вас всегда предупреждал и честно говорил: мы не знаем, какой новый рычаг они будут использовать для давления на нас. Но то, что они развернули против нас гибридную войну, — это факт. Средства массовой информации, дипломатическое давление, политическое давление с требованием немедленно провести новые выборы, выпустив так называемых политзаключенных этих (они у них и не политзаключенные), выборы», — цитирует Александра Лукашенко СТВ.

И добавил: «Но не мы выборы должны проводить, они приедут, проведут под эгидой ОБСЕ. Вы такие чудеса где-нибудь видели? Чтобы в какую-то страну приехали чужаки и провели выборы! Они в нашу цивильную страну приедут проводить выборы. Вот их требование. Естественно, я на это пойти не могу».

И что это было? Тут отказ от выборов под эгидой ОБСЕ или в принципе от досрочных президентских выборов, которые все ожидали после принятия новой Конституции?

СНплюс адресовали эти вопросы экспертам.

Лукашенко досидит до 2025 года

Старший аналитик Центра европейской трансформации Андрей Егоров говорит, что Александр Лукашенко и не обещал досрочных президентских выборов:

— Он и не собирался проводить их, но прямо заявить об этом не мог. На фоне протестов и озлобления людей не мог сказать. Народ требовал совершенно другое, поэтому такого рода заявления делать было сложно и опасно. В итоге власти либо молчали, либо создавали ложную иллюзию: мол, проведем референдум, примем новую Конституцию, а потом — досрочные президентские выборы. Создавались условия, чтобы втянуть в дискуссию, в процесс как можно больше людей.

— Но в таком случае транзит власти рассыпается, как карточный домик?

— Транзитная тема возникла и обсуждалась еще задолго до августа 2020 года. Глава вертикали сам неоднократно говорил, что у нового президента не будет такого объема полномочий, как сейчас у него. Но проблему в любом случае придется решать даже по медицинским показаниям: Лукашенко человек уже немолодой.

Властям нужно показать новым элитам возможность транзита власти и обеспечить безопасный уход Лукашенко – показать, что у них на руках есть необходимая схема. А сам гарант вполне может досидеть и до следующих выборов.

— Так что сейчас осуществляют беларусские власти?

— Проводят референдум. Выносят на него новую Конституцию, в которую закладывают переходные положения. Какие конкретно — мы не знаем до сих пор. Но скорее всего, ничего не поменяется: новая Конституция будет введена в действие с 2025 года, следовательно, Лукашенко до 2025 года остается в своей должности. Возможно, если власти чувствуют себя более уверенно, то могут рискнуть и вынести на единый день голосования все выборы: местные, парламентские и президентские.

Удастся ли реализовать подобные планы фактически — большой вопрос.

Режиму сложно одурачить общество: при таком количестве политзаключенных говорить о переучреждении государства на принципах демократии невозможно. Референдум не будет воспринят как законный и легитимный — ни нашим народом, ни международным сообществом. Поэтому власти, вместо очередной «элегантной победы», могут получить новый полномасштабный политический кризис.

«А там рукой подать до 2025 года»

— Думаю, правитель хочет задержаться во власти до 2025 года. Захотел вот сейчас  — и поменял председателя Центризбиркома, однако очевидно, что отлаженная за четверть века система работает по старым лекалам. Никто ничего менять не хочет и не будет, — говорит политик Николай Лысенков.

По его мнению, в феврале 2022 года в Беларуси проведут конституционный референдум, который не столько приблизит нас к разрядке ситуации, сколько породит еще больше проблем и вопросов.

— Проведут референдум, изменят Конституцию, организуют единый день голосования — а мы ведь не знаем, как это работает. Узаконят Всебеларусское народное собрание — а каков механизм его формирования, как избираются его делегаты и руководитель ВНС? — задается риторическими вопросами Н.Лысенков.

Но тут возникает нестыковка: как старый президент может работать по новой Конституции? Выходит, после ее принятия нужно проводить новые президентские выборы? Ведь на досрочных уже поставлен жирный крест…

Политик считает не случайным, что электоральные кампании назначаются на зиму, когда стоят морозы:

— В новейшей истории Беларуси президентские выборы только дважды проводились летом: в 2015 году, когда беларусов пугали войной в Украине («хотите, как Киеве?»), и в 2020-м. Чем закончилась прошлогодняя кампания — видит весь мир. Почему референдум запланирован на февраль? Потому что в это время холод, даже в марте в Беларуси морозно, поэтому палаточные городки не грозят. А тем отчаянным, кто осмелится в мороз выйти на протест, всегда найдется место на Окрестина, — считает Николай Лысенков.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.