Валерий Карбалевич: Война – ерунда, главное маневры
10 сентября начались белорусско-российские учения «Союзная решимость-2022», которые с самого начала вызвали большой ажиотаж, сильную тревогу соседей, различные алармистские прогнозы. Многие называли их средством оккупации Беларуси.
Чем событье интересней для историка,
Тем оно для современника печальнее.
Николай Глазков
Конспирологические гипотезы о смысле этих учений возникли не на пустом месте. Этому способствовал ряд фактов, свидетельствующих о важных особенностях маневров, отличающих их от подобных мероприятий в прошлом.
Во-первых, указанные учения являются внеплановыми. Решение об их проведении было принято в ходе переговоров Путина с Лукашенко 29 декабря в Санкт-Петербурге. И это несмотря на то, что в сентябре прошлого года в Беларуси состоялись стратегические белорусско-российские учения «Запад-2021».
Во-вторых, российские войска появились на территории Беларуси до официального объявления даты учений, их сценария и другой информации. И это давало основания думать, что учения – маскировка, прикрытие для ввода сюда военных подразделений РФ для реализации каких-то других задач.
В-третьих, российские воинские части прибыли с Дальнего Востока. Что довольно необычно и подводит к самым мрачным прогнозам.
В-четвертых, беспрецедентный масштаб учений. Никогда прежде Беларусь и Россия не проводили столь масштабные военные маневры на территории независимой Беларуси. Их продолжительность — 10 дней — в два раза превышает обычный срок проведения таких учений, например, маневров «Запад-2021», состоявшихся в прошлом году.
По данным независимых наблюдателей, российская сторона использует самые современные вооружения, такие, как ракетные комплексы «Искандер-М». В них также принимают участие десантники, морская пехота и артиллерия.
В-пятых, отличается и территория проведения учений. Если раньше они проводились почти исключительно в Брестской и Гродненской областях, то теперь маневры фактически проходят на большей части территории страны.
В-шестых, непрозрачность проведения этих учений. Белорусская и российская стороны скрывают многие обстоятельства, связанные с ними.
В частности, загадкой является количество российских войск, прибывающих в Беларусь. Было лишь официальное заявление о том, что оно не превышает лимиты, установленные «Венским документом» 2011 года. То есть 13 тысяч человек.
Однако, по данным экспертов и разведки из стран Запада, их количество превышает вышеуказанную цифру. Например, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что, согласно его информации, Россия перебросила в Беларусь около 30 тысяч военнослужащих.
Крайняя секретность, искусственное создание атмосферы таинственности подогревает ажиотаж, способствует формированию подозрений об истинных намерениях организаторов учений. Ведь неизвестность пугает. В этом и состоит план российского руководства. Оно хочет напугать Запад, чтобы принудить его пойти на уступки.
В-седьмых, еще одним важным отличием этих учений от предыдущих является сосредоточение российских войск на границе с Украиной. Учения пройдут в Лельчицком, Ельском, Наровлянском, возможно, Лоевском районе Гомельской области.
Наконец, самое главное. Учения проводятся на фоне резкого обострения отношений России с Западом, ультиматума, выдвинутого Москвой США и НАТО. Учитывая, что РФ на своей территории вывела к границе с Украиной большое количество войск, все вместе это выглядит довольно зловеще.
Здесь интересы Путина и Лукашенко совпали. Для того, чтобы троллить и пугать Запад, Кремлю крайне необходим «белорусский балкон», с которого можно угрожать как странам НАТО, так и Украине. Поэтому чем больше на территории учений, баз, учебно-боевых центров, тем больше они работают на российский ультиматум.
Для Лукашенко условием его политического выживания является поддержка Кремля. Поэтому он сознательно вписался в стратегию Москвы по эскалации конфликта с Западом. И даже стремится бежать впереди паровоза, провоцируя различные кризисы, например, миграционный. За что Путин готов простить отказ от обещанного транзита власти, помочь обойти западные санкции и даже, возможно, дать денег. Кроме того, конфликт с соседями нужен для обоснования необходимости постоянного мобилизационного состояния, без которого нынешний режим не выживет.
Многие назвали действия России оккупацией Беларуси. Идут споры о том, вернутся ли российские войска. Лукашенко и Путин заверяют, что после учений подразделения РФ будут выведены из Беларуси. Я думаю, что так и будет.
Но министр обороны России Сергей Шойгу, посетивший Минск на прошлой неделе, отметил, что в этом году запланировано более 20 совместных белорусско-российских мероприятий в военной сфере. То есть это не последние учения, будут еще, может только масштабом поменьше. То есть российское военное присутствие в Беларуси нарарастает, становится постоянным. Одни воинские подразделения выводятся, прибудут новые и так – непрерывно.
Постоянное присутствие российских войск в Беларуси будет иметь негативные последствия. Очевидно, это ограничивает военный суверенитет Беларуси и, соответственно, снижает роль Лукашенко как главнокомандующего Вооруженными Силами.
Иностранные субъекты все чаще рассматривают Беларусь как марионетку России. Вполне логично, что зарубежные лидеры будут обсуждать судьбу Беларуси не с белорусским руководством, а с Москвой. Как, например, недавно президенты Франции и России говорили о роли и месте нашей страны в контексте безопасности региона.
Вне зависимости от того, какие планы у Путина, не думаю, что Лукашенко действительно хочет войны. Он заинтересован, скорее, в постоянном нагнетании напряженности, в создании ситуации чрезвычайщины, в которой он чувствует себя как рыба в воде. Но в результате этих военных авантюр Беларусь логикой процесса конфронтации может быть втянута в чужую войну против своей воли и даже воли Лукашенко. Что явно противоречит миролюбивому настроению большинства белорусов. Стоит ли платить такую цену за сохранение власти?
11 февраля 2022 г.