ЛЕБЕДИНОЕ ПОБОИЩЕ PDF Печать E-mail
29.10.2009 00:42
ledАнастасия Волочкова написала книгу о своих отношениях с властью, борьбе с олигархами и Большим театром.


Книга названа «История русской балерины», но едва ли она о балете. Автопортрет Волочковой очень точно отражает основные черты медийного героя нашего времени: с его беззастенчивой самовлюбленностью и некритическим отношением к себе, что выражается в первую очередь в манере письма. «Музыкальность у меня в генах», «такое свойство моей памяти удивляло и восхищало моих близких». «Учитель физкультуры обнаружил особое строение мышц моих ног, которое предполагало выносливость и силу». «Мой маленький письменный стол всегда был образцом порядка».

У Чехова в записках есть, как на подъезде к Таганрогу он прочел вывеску — «Заведение искусственных минеральных вод». Этим словом можно обозначить общую манеру, в которой пишут сегодня российские медийные персоны, когда крайняя банальность компенсируется выспренностью, патетикой и придыханием.

Волочкова родилась в Петербурге: с детства ее водили по музеям, по эрмитажам, пианино, конечно же, в доме и, конечно, балет, где все такие нарядные. «Я росла в обстановке поклонения всем видам искусства», — пишет она. Заметим — не в «атмосфере», что было бы логично, а именно «в обстановке». Это совершенно фрейдистская оговорка. В обстановке, приближенной к боевой.

Вот ее принимают в детстве в Вагановское училище. Точнее, не принимают. Танец показала неплохо, и телосложение подходит, но — внимание, это сама Во-лочкова пишет! — «нет способностей для балета», говорят ей. Вот, думаешь, тут бы и сказочке конец, но добрый преподаватель, случайно зашедший в класс, изменил ход истории. Зачислили условно: до первой двойки.

Когда ругают Волочкову, то обычно забывают, что помимо ее скверного характера или отсутствия данных для классического балета (плохое вращение, нет прыжка, плохая стопа, раскоординация, наконец, «попсовая манера» танца — обычный набор обвинений, которые предъявляют критики) у нее адская работоспособность и победительский комплекс. Два этих фундаментальных капиталистических качества при отсутствии таланта, как ни странно, порождают ситуацию беспрерывного конфликта со всеми, который Волочкова пытается компенсировать успехами на стороне: участием в шоу, съемками в фильмах, благотворительностью, любовью к ней «миллионов простых зрителей» и т. д. И за эту ее внутреннюю психологическую проблему постоянно вынуждены расплачиваться другие.

Своих врагов Волочкова, что называется, коллекционирует: их у нее столько, что их надо размещать по категориям.

1. Директора театров.

2. Балетмейстеры.

3. Коллеги — балерины и танцовщики.

4. Роковые мужчины.

5. Наконец, не названные по имени высшие силы — финансовые, властные.

Все эти категории объединяют две черты: зависть и мстительность. Цель у всех одна: уничтожить Волочкову как личность. Враги укрупняются, обобщаются до неодушевленности: если в первых главах враждебен оказывается отдельный пре-

подаватель или балетмейстер, то потом врагом объявляется сразу весь театр, целиком. В борьбе с Волочковой театры (Большой и Мариинский) объединяются с олигархией, а под конец (во время выборов мэра Сочи в 2008 году) к балетной мафии и олигархии присоединяется власть.

Премьера балета «Спящая красавица» Английского национального балета, в котором Волочкова танцевала Фею Карабос и Фею Сирени. «За месяц до премьеры весь Лондон был заклеен афишами». Но тут, как назло, в Лондон едет с гастролями Мариинский театр, и ему, конечно, афиши с Волочковой поперек горла. И для Большого театра это тоже, оказывается, удар.

Таким образом, пишет Волочкова, «интересы двух конкурирующих театров неожиданно совпали в желании остановить новый виток моей карьеры». В результате только один театр в мире смог выдержать эту атаку балетного Мордора: Краснодарский академический.

Но тут другая беда: Волочкова влюбилась в олигарха S., как он назван в книге. Поначалу S. ревнует Волочкову к славе, преследует звонками, следит, угрожает. Когда она его бросает, S. входит в преступный сговор с Большим театром, чтобы уволить ее.

Борьба Волочковой с Большим театром превращается в борьбу за общечеловеческие ценности. Сочувствие ей тоже приобретает всемирный характер. «Ребята из труппы, вернувшись с гастролей из Японии, рассказывали, как токийский таксист их спросил: «Вы не знаете, как обстоят дела у Анастасии Волочковой?»

Но и S. становится все могущественнее: он способен, например, запретить продажу билетов на Волоч-кову в Москве (где около ста театральных касс). Он могуществен настолько, что вот-вот уже отключит электричество, воду и лифт в доме Волочко-вой, но спасают в последний момент друзья, которые «остановили начавшийся беспредел».

В 2003 году Волочкова вступила в «Единую Россию»: только там, как мы понимаем, и может найти помощь российская балерина, борясь за свободу искусства. Поначалу все это читать смешно, но потом грустно: выясняется, даже мама Волочковой потребовала от дочери платить проценты с каждого концерта.

Эта автобиография между тем очень поучительна: это о том, как человек хотел победить искусство усердием и упорством. И никто не может разубедить Во-лочкову, что дело даже не в ее технике, росте или весе; дело в том, что у нее нет вкуса к высокому балету. Искусство ее «не пускает», а Волочкова хочет победить его исками о защите чести и достоинства. Искусство отторгает, а она все равно всеми силами будет туда стремиться и всех положит на лопатки. Включая само искусство.

При этом ведь у Волочковой есть другой дар, которого никто не отрицает. Есть такой жанр, crossover: нечто на границе высокого искусства и эстрады, то, что делает Басков, например. Эстрадный балет, поп-балет, жанр балетной миниатюры. Ничего постыдного в этом нет, а слава, популярность несоизмеримы. Страшно сказать, сегодня Волочкова популярнее любой, пожалуй (за исключением, может быть, Захаровой), русской танцовщицы. Но ей по-прежнему хочется, чтобы ее признали еще и в академической среде; она хочет числиться по разряду «большого искусства». И она будет туда пробиваться любой ценой, испепеляя все вокруг огнем своей трудоспособности.

Как подумаешь, из-за какой малости все ее проблемы, все ее трагедии! Всего один верный шаг в детстве, чуть больше родительской наблюдательности — и человек был бы счастлив.
АНДРЕЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ, «Огонек»
Обновлено 09.11.2009 22:54
 

Добавить комментарий

Внимание! Перед добавлением комментария помните, что его прочтут другие пользователи и авторы комментируемого Вами материала. Будьте уважительны друг к другу и старайтесь обходиться без сленговых и нецензурных выражений.


Защитный код
Обновить

Последние добавления

972.
Ну вот и подняли тарифы ЖКХ. А ведь кое-кто утверждал, что наше прав.....
971.
Вовочка, услышав, как мурлыкает кот, бежит к отцу-автомеханику: — Па.....
ПРОТИВ ДМИТРИЯ ДАШКЕВИЧА ВОЗБУЖДЕНО НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Лидеру «Молодого фронта» грозит еще один год лишения свободы. .....
«НАДО ОТЫСКАТЬ СПОСОБ РАЗГОВАРИВАТЬ НЕ ЯЗЫКОМ САНКЦИЙ»
Посол Литвы в Беларуси Линас Линкявичюс заявил, что Вильнюс и Минск...
МИД ИЗРАИЛЯ СЛЕДИТ ЗА СИТУАЦИЕЙ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ
Глава отдела Евразии израильского МИД Яаков Ливне 18 июля на пресс-к.....

Самое популярное за месяц

службы мониторинга серверов