АННА ЧИСТОСЕРДОВА: «ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ СЫТЫМ И БОГАТЫМ» PDF Печать E-mail
21.02.2010 13:34

ChistoserovaВ минских галереях 80% картин белорусских художников приобретают иностранцы. Об искусстве, как рынке, мы разговариваем с арт-директором галереи «Ў» Анной Чистосердовой.

— Давайте поговорим об арт-рын ке в Беларуси. Есть ли он у нас те перь хотя бы в каком-то виде? И воз можно ли вообще формирование арт-рынка в Беларуси?

— К сожалению, несмотря на мой оптимизм, я скажу, что с арт-рынком в Беларуси все очень плохо. Если мы сейчас подсчитаем количество галерей, которые существуют в Минске и которые непосредственно занимаются продажей произведений искусства, то это будет не более 5 — 7 площадок.

Что надо сделать, чтобы все же артрынок возник? Возможно ли это в современных условиях?

Необходимо в два или три раза увеличить количество галерей, привозить большие проекты из Европы, показывать, что современное искусство интересно, что формировать коллекции — это хороший тон.

Когда мы устраивали выставки в заграничной Европе, там на открытие выставки приходят как частные лица, так и какие-то представители банков, и уже на открытии каким-то образом резервируют себе в коллекции те или иные работы. В Беларуси пока такой культуры нет…

В Минске, к сожалению, если и идет речь о том, что ту или иную работу ктото хочет приобрести в частную коллекцию, все моменты решения цены и продажи происходят непосредственно в мастерской после выставки.

— А что касается законодательства, какие нужны законы, чтобы регулировать взаимоотношения между художниками и культурными учреж дениями? Есть ли они у нас?

— У нас пока нет законодательной базы, которая бы регулировала отношения между художником и галереей, нет законопроектов, которые бы способствовали поддержке художественных проектов юридическими лицами. У нас в законодательстве не оформлено, что такое спонсорство… Помимо законодательства, у нас нет культуры взаимоотношений между художниками и галереями.

В той же самой Украине или России, если художники, которые сотрудничают с галереей, будут стремиться продавать свои работы через мастерскую, все это может закончиться довольно жесткими финансовыми штрафами.

В Европе или Америке, если вы придете в студию к художнику и спросите его, как можно приобрести работу, первое, что он вам скажет: у меня есть артдилер, свяжитесь с ним. Тут, конечно, вы сможете все увидеть, я вам все поясню, отвечу на вопросы, но непосредственно финансовые вопросы вы будете решать с ним.

Если бы у нас в Беларуси художники называли такие же цены, которые называют и галеристы, возможно, этот вопрос начал бы решаться. Потому что все знают: если прийти непосредственно в мастерскую, там точно будет дешевле.

— Вообще, у нас что-то продается через галереи? Или все продается через мастерские?

— Опять же скажу исходя из своего опыта: 80% работ, которые приобретались у нас еще на площадке «Подземки», были куплены людьми, которые приезжают в качестве туристов, или это бывшие жители Беларуси. Белорусы в основном знают, куда надо идти, и идут в мастерскую. К сожалению…

— А это плохо для самого искусства? Возможно, в Беларуси и не нужен художественный рынок? Пусть сам художник и продает свои работы — он их лучше знает, лучше разбирается…

— С одной стороны, это так, потому что в современном искусстве все болееменее известные художники являются и селф-менеджерами, они ищут деньги на реализацию проектов. Но часто художнику и спонсору проекта тяжело найти общий язык, поэтому и нужен дилер.

— Какой сектор арт-рынка необходимо развивать в первую очередь?

— Я считаю, что всю культурную составляющую в целом — и кино, и театр... Если у нас не будет возникать новых частных площадок для презентаций, все так и останется на том уровне, который есть теперь.

Насколько я знаю, у нас очень неплохо продается традиционная академическая живопись и скульптура. У нас есть центральный художественный салон, в котором пейзажи и натюрморты приобретаются каждый день. Но, если мы будем говорить о серьезных актуальных проектах концептуального искусства, над этим нужно очень много работать.

Надо вывозить художников за границу, надо принимать участие в международных арт-ярмарках.

— А есть ли у нас сегодня офици альная государственная поддержка искусства?

— Два месяца назад министр культуры Беларуси подписал приказ, что официально на 54-й Венецианской бьеннале будет представлен белорусский национальный павильон. Этот проект непосредственно поддерживается со стороны государства. Интересно, насколько этот проект будет актуальным и современным, потому что, не имея определенного опыта, тяжело будет сделать так, чтобы белорусский павильон был актуален и интересен для европейского зрителя. Увидим, как оно будет…

Но все равно последний год какое-то движение в современном искусстве в Беларуси происходит. Вы помните проект, который мы устроили летом в «Белэкспо» — неофициальный венецианский павильон. Также можно вспомнить фестиваль современного искусства «Дах-9».

— Какой бизнес в Беларуси согласен поддерживать искусство?

— Два или три проекта мы проводили с холдингом «Атлант-М». Мы сотрудничаем с интернет-провайдером «Атлант-телеком». Открытие галереи «Ў» прошло при поддержке Белорусского Народного банка. В позапрошлом году благодаря им минские зрители увидели выставку Нико Пиросмани, которая была впервые представлена в Минске.

— Возможна ли «встройка» Бела руси в мировой художественный про цесс?

— Если говорить о современном актуальном искусстве, то весь рынок разворачивается вне границ Беларуси. Все эти художники один-два раза в год выставляются в довольно серьезных галереях за границей. И там это поддерживается очень большой финансовой заинтересованностью.

Летом 2009 года мы ездили в Вильнюс на первую прибалтийскую международную арт-ярмарку современного искусства, там мы проводили проект, в котором принимали участие 9 художников из Беларуси, от молодых до звезд белорусского искусства и дизайна. Мы там услышали очень много чудесных отзывов.

Белорусское искусство, конечно, конкурентоспособно — у нас очень хорошая и интересная школа. Есть такие известные люди, как Руслан Вашкевич, Сергей Кирющенко, Владимир Цеслер, Александр Некрашевич. Это имена, известные и в России, и в Украине, и в Западной Европе.

Ряд художников, которые по разным причинам уехали из Беларуси, сейчас проводят большие проекты в Англии, Германии, Бельгии… Выставляются и в музейных залах, и в больших галереях современного искусства. Когда у нас будет возможность показывать эти проекты в Беларуси, возможно, мы изменим ситуацию. А пока на больших официальных площадках будут проходить только выставки пейзажа Витебского края, я считаю, ситуация не изменится.

— Получается, что нашим художникам проще о себе заявить за границей, чем тут, в стране?

— К сожалению, да. И я надеюсь, что наша площадка, которая работает только 3,5 месяца, станет первым местом для серьезной презентации этого искусства.

— Есть ли среди белорусских художников такие, чьи работы пользуются спросом на Западе?

— Конечно, покупают, и очень хорошо. Я вспоминаю две или три выставки, которые мы проводили вместе с нашими партнерами, — очень неплохо покупают. И совсем по другим ценам, чем в Беларуси.

— Как молодому художнику про биться в престижные галереи, чтобы заявить о себе и продать свои рабо ты?

— Надо приходить к галеристам, каким-то образом их заинтересовывать. Для каждого художника очень важным является история его выставок, коллекций, в которых находятся его работы.

Сейчас на нашей площадке есть программа «Старт-арт», она направлена на выявление новых имен в современном белорусском искусстве. Главное, я считаю, надо быть дерзким, смелым, приходить в галереи и предлагать свои проекты, а мы уже найдем финансы и способы, как это можно поддержать.

— Реально ли в Беларуси заработать на искусстве?

— К сожалению, такие случаи не очень частые. Художники должны работать где-то параллельно — или идти в дизайн, или сотрудничать с архитекторами, заниматься росписью частных домов или офисов. Кто-то преподает живопись или графику. Немногие люди живут исключительно с продажи своих произведений.

— Потому что не покупают или потому что цены маленькие?

— Нет, цены не маленькие, мало покупают.

В основном, это иностранцы…

— Есть у нас коллекционеры и в Беларуси, я знаю непосредственно двоих или троих человек.

— Искусство — очень субъективная штука. Кто-то интересуется традиционным искусством, и тут у людей есть выбор куда идти. У нас также есть ряд галерей, которые работают с традиционным белорусским декоративно-прикладным искусством.

Но если говорить о современном искусстве, у нас была очень чудесная галерея NOVA, которая презентовала фотопроекты. Но она исчезла. У нас была галерея «Мир фото», которая также закрыта. У нас была «Подземка», которая просуществовала шесть лет и также закрылась.

Если говорить о Музее современного искусства, то современное искусство там мы видим, к сожалению, только два или три раза в год. Все остальное можно назвать современным искусством только с точки зрения, что художники — наши современники, не более. Центр современного искусства — это то, что должно было открыться в Минске лет пять назад. У нас до сих пор ничего такого нет.

Я считаю, что тех людей, которые сейчас работают в Музее современного искусства, во Дворце искусств на Козлова, надо отправить на неделю хотя бы в Вильнюс. Там летом открылся новый центр современного искусства, в который привозят выставки непосредственно из Англии и Франции, с большими бюджетами. И это интересно, туда люди ездят из Беларуси, чтобы все это увидеть.

— Есть ли у нас недооцененные художники?

— Есть. Я считаю, что многие художники не получают того внимания, которое должны получать.

— Почему так происходит? Их искусство не понимают или у них нет возможности о себе заявить?

— Нет возможности — это во-первых, во-вторых — нет продюсера, который мог бы организовать его выставку.

— Реально ли, чтобы в Беларуси в ближайшее время художники начали зарабатывать искусством?

— Я думаю, что реально. Это зависит и от нас, галеристов, и от Министерства культуры, и от государственной политики поддержки культуры и искусства.

Мы со своей стороны делаем все, чтобы эту ситуацию изменить. Художник не должен быть голодным. Сейчас все те художники, которые входят в первые десятки рейтингов в мировом искусстве, безбедные люди. Если есть деньги — есть новые интересные проекты.

Беседовала НАСТА МАНЦЕВИЧ

От редакции: Форум Беларусь — еженедельная программа на Еврорадио — www.euroradio/fm.

Программа выходит в эфир в воскре сенье, с 7 до 8 утра на волнах Radio dla Ciebie (103,4 fm) для Бреста и Брестской области, а также через спутник HOTBIRD 6, 13° East, частота 11013 МГц (11013МГц/ H/27500) и SIRIUS 4,5° East, частота 12379.62 МГц (12379.62МГц/H/27500)

Обновлено 28.02.2010 17:49
 

Добавить комментарий

Внимание! Перед добавлением комментария помните, что его прочтут другие пользователи и авторы комментируемого Вами материала. Будьте уважительны друг к другу и старайтесь обходиться без сленговых и нецензурных выражений.


Защитный код
Обновить

Последние добавления

972.
Ну вот и подняли тарифы ЖКХ. А ведь кое-кто утверждал, что наше прав.....
971.
Вовочка, услышав, как мурлыкает кот, бежит к отцу-автомеханику: — Па.....
ПРОТИВ ДМИТРИЯ ДАШКЕВИЧА ВОЗБУЖДЕНО НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Лидеру «Молодого фронта» грозит еще один год лишения свободы. .....
«НАДО ОТЫСКАТЬ СПОСОБ РАЗГОВАРИВАТЬ НЕ ЯЗЫКОМ САНКЦИЙ»
Посол Литвы в Беларуси Линас Линкявичюс заявил, что Вильнюс и Минск...
МИД ИЗРАИЛЯ СЛЕДИТ ЗА СИТУАЦИЕЙ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ
Глава отдела Евразии израильского МИД Яаков Ливне 18 июля на пресс-к.....

Самое популярное за месяц

службы мониторинга серверов