ЦЕРКОВЬ И КОСТЕЛ ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЙ. РЕПРОДУКТИВНЫХ PDF Печать E-mail
23.05.2011 16:52

eko_142В конце апреля Палата представителей Национального собрания приняла в первом чтении закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их применении». Этот документ вызвал неоднозначную реакцию общественности, главным образом — религиозной. Законом недовольны и представители православной церкви, и костела.

Но у каждого — свои претензии. Между тем депутаты готовы обсудить законопроект со всеми заинтересованными. Об этом сообщил председатель Постоянной комиссии ПП НС по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олег Величко.

Что предусматривает законопроект?

При принятии закона родителям, которые «заказывают услугу» суррогатной матери, необходимо будет заключать специальный договор.

Лица, состоящие в браке, должны будут заключать его с письменного согласия своих супругов. Договор будет включать в себя в том числе стоимость гонорара сурмамы, а также расходы на медицинское обслуживание, ее питание и проживание в период вынашивания, родов и в послеродовый период. Договор может быть заключен на безвозмездной основе в случаях, когда суррогатная мать является родственницей генетической матери, отмечено в законопроекте.

Услугой сурмамы при этом сможет воспользоваться только та женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможны либо связаны с риском для ее жизни и (или) жизни ее ребенка.

При применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в матку пациентки, не достигшей 35 лет, может быть перенесено не более двух эмбрионов, а в матку пациентки, достигшей 35 лет, — не более трех эмбрионов. Суррогатными матерями могут быть женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 35 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие не менее одного ребенка.

Эмбрионы определены в законопроекте как живые организмы — от момента «оплодотворения до его переноса в полость матки».

Половые клетки одного донора могут быть использованы не более чем в 20 попытках оплодотворения, что, кстати, вызывает сейчас наибольшие нарекания со стороны церкви.

Донорами сперматозоидов могут быть мужчины в возрасте от 18 до 40 лет, имеющие здоровых детей, не имеющие медицинских противопоказаний к донорству сперматозоидов и прошедшие медицинское обследование. Донорами яйцеклеток — женщины от 18 до 35 лет также без медицинских противопоказаний и имеющие уже здоровых детей. Кстати, отмечено в законопроекте, лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, сопряженные с посягательством на жизнь и здоровье человека, не могут быть донорами.

Можно будет стать донором анонимно, но такие доноры не будут иметь права на получение информации о дальнейшем использовании своих донорских половых клеток, а также на выяснение личности ребенка и его родителей. Выбор анонимных доноров осуществляется по специальному каталогу, однако в каталоге будут представлены не фото, а лишь описание человека: возраст, рост, вес, цвет волос и глаз, расовая и национальная принадлежность, образование, группа крови и резус-фактор. Выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

Почему церковь критикует законопроект?

«Чтобы заготовить в пробирке несколько эмбрионов, нужно сделать женщине гиперстимуляцию яичников, в результате которой появляется, к примеру, 3 яйцеклетки, которые затем оплодотворяются. Все они — живые существа, несмотря на то, что в законопроекте сказано, что до 14 дней над ними можно даже проводить научные эксперименты. По христианским традициям, жизнь человека начинается с зачатия, и нет точных научных данных, которые бы говорили, что именно с 14-го дня начинает развиваться человек, а до этого эмбрион — просто клетка, — говорит протоиерей Георгий Рой, преподаватель Минской духовной академии, настоятель Свято-Борисоглебского храма д. Накрышки, кандидат богословия. — После оплодотворения эмбрионы подсаживают суррогатной маме и ждут, какие из них приживутся. Предположим, прижились все 3. Тогда доктор сообщает женщине, что у нее будет тройня и спрашивает: скольких детей вы хотите? Таким образом, если женщина хочет одного, то остальных в произвольном порядке доктор «убивает», т.е. производит редукцию, и получается кладбище несостоявшихся братьев или сестер. Именно это законопроект предусматривает. Но разве доктор вправе решать, кто из троих живых организмов имеет право на жизнь?»

Отец Георгий считает, что «если прижились 3 эмбриона, значит, на то была Божья воля, и рожать надо троих». Никакая редукция, по его словам, недопустима с точки зрения христианства.

«Вызывает опасение и прописанное в законопроекте количество оплодотворений от половых клеток одного донора — не более 20. Но это очень много, — говорит Георгий Рой. — Через 10—20 лет при таком подходе могут нарушиться все кровно-родственные и семейные связи, войдет в практику и то, что тысячи людей будут заключать близкородственные браки. Вспомните хотя бы недавнюю историю о том, как бабушка родила себе внука. Ее сын умер в израильской клинике, где осуществлялся обязательный забор половых клеток, чем бабушка и воспользовалась: нашла суррогатную мать, произошло зачатие и затем — рождение ребенка. Можно, конечно, порадоваться за бабушку, но как будет расти потом этот ребенок? Все «зацикливаются» на проблемах бесплодной пары, а кто подумает о ребенке? Кого ему потом считать настоящей матерью? Ту, которая выносила и родила, или ту, которая воспитала?»

Однако оказывается, не все репродуктивные технологии православная церковь отвергает. «Например, мы не выступаем категорически против ЭКО, как это делает, например, католическая церковь, но и не выступаем полностью «за», просто готовы идти на большие уступки. Мы признаём это как метод лечения бесплодия и считаем его допустимым. В моей практике священника были случаи, когда люди приходили за благословением на лечение в таких клиниках, и я их благословлял, не запрещая при этом прибегать к ЭКО. Главное, чтобы при этом не использовался донорский генетический материал, который будет нарушать единство мужа и жены, и чтобы эмбрионы потом не замораживали в жидком азоте», — рассказал отец Георгий.

Отец Андрей Рылко, преподаватель Высшей духовной семинарии в Пинске, рассказал TUT.BY, что еще в 2007 году Конференция католических епископов Беларуси выступила с заявлением относительно категорического несоответствия вере и морали суррогатного материнства. По его словам, епископы также выступили с официальным заявлением относительно несоответствия и опасности ЭКО.

«Высказывания белорусских католических иерархов полностью соответствуют документам Ватикана, где подробно и аргументированно доказывается несоответствие ВРТ католической вере и морали, выносимых на легализированный уровень в Беларуси. Среди ватиканских документов, прежде всего, хочу отметить инструкцию «Donum vitae» (1987) и Декларацию Папского совета по делам семьи от 12.07.2000», — говорит отец Андрей.

По его мнению, ВРТ не решают проблемы бесплодия, а ее усложняют, предлагая не лечение, а «разрушительные в последствиях вспомогательные услуги». Они превращают человека в товар, ребенка — в продукт, мать — в инструмент технологии по производству человеческих объектов, считает он.

Таким образом, католическая церковь предлагает естественные методы распознавания плодности и конкретные и эффективные методы профилактики и лечения бесплодия, подчеркнул отец Андрей. Кроме того, «супружеские пары, страдающие от бесплодия, могут всегда вспомнить о том, что в мире существует множество маленьких детей-сирот, для которых они могли бы стать отцом и матерью», — говорит он.

Социолог, специалист в области гендерных исследований, автор проекта «Гендерный маршрут» Ирина Соломатина в беседе с корреспондентом TUT.BY отметила, что нетрадиционный характер ВРТ как способов преодоления бесплодия с позиции невмешательства человека в «Божьи дела» вызывает отторжение современной церкви, и не только православной. Но все же, подчеркивает она, «мы живем в век быстро развивающихся технологий, которые меняют мир».

«Например, еще в прошлом веке люди искренне верили в то, что женщины не получают высшее образование в силу своей неспособности усвоить знания, преподаваемые в университетах. Сейчас же очевидно иное — женщины в массовом порядке получают высшее образование. Такие изменения необходимо осмысливать, а не делать вид, что так было всегда, без всякой борьбы за свое право быть равноправной. Так и в случае ВРТ, сегодня это уже, условно говоря, отвоеванная определенными группами населения и существующая практика, и с этим приходится считаться», — говорит эксперт.

«Выбирала коляску и конверт для выписки, а привезли домой с мужем гроб»

При этом, судя по отзывам женщин, которым уже приходилось прибегнуть к использованию ВРТ, спорить с церковью здесь бесполезно…

«Хорошо рассуждать: «смирись», когда у человека уже есть дети или он вообще относится к категории «хочу жить без детей». Вы считаете гонорары сурмам, а ведь на это пойдет далеко не каждая, и от нее зависит счастье какой-то семьи. Мы бы сейчас любые деньги отдали (жаль, что не олигархи), если бы был шанс иметь ребенка, — пишет на одном из белорусских интернет-форумов женщина, которая, по ее словам, прибегла к услуге суррогатной матери. — Я сама еще 2 месяца назад и слыхом не слыхивала, что такое ЭКО, и выбирала коляску и конверт для выписки, а привезли домой с мужем гроб, потому что наш ребенок умер в роддоме из-за врачебной ошибки! И не дай Бог вам всем, осуждающим сурматеринство, оказаться на нашем месте и месте всех тех, кто по-настоящему в этом нуждается и для кого программа ЭКО или сурмама — последняя в жизни надежда».

Вот и еще один крик души: «Мы готовы заплатить 12 тысяч долларов, если родится один ребенок, 15 тысяч, если будет двойня. В месяц будем еще доплачивать 300 долларов. Естественно, все медицинские расходы за наш счет. Кроме того, если вы точно знаете, что у вас есть «на примете» порядочная, аккуратная, чистоплотная, а самое главное — добрая и здоровая женщина от 25 до 32 лет, то помогите нам, пожалуйста!»

При этом, пишут форумчанки, действительно, именно так — через объявления в интернете в основном и находят сурмам. Зачастую пара, которая решилась на услугу сурмамы, составляет свою анкету, которую предлагает заполнить кандидаткам. И анкет таких, судя по отзывам форумчанок, приходится пересмотреть немало. Попадаются и вовсе, мягко говоря, странные женщины, желающие родить ребенка для другой семьи.

«Бизнес-леди, в строке анкеты «причины, по которым Вы хотите стать суррогатной матерью» мне написала: «Хочется разнообразия в этой жизни, да и в отпуск». У нее, оказалось, свой небольшой бизнес, приносит нормальные доходы. Я так и не смогла у нее разузнать, что значит «разнообразия». Другая кандидатка меня совсем шокировала: она со всеми условиями согласна, даже более, но выдвинула свои условия: если родится двойня, одного ребенка заберет она. Справка от психиатра, говорит, у нее есть», — пишет на форуме одна из участниц.

В России суррогатная мама признается матерью, а в Беларуси — нет

Между тем практика суррогатного материнства существует в Беларуси уже несколько лет. В середине 2006 года в Беларуси были приняты изменения и дополнения в закон «О семье и браке», которые законодательно закрепили институт суррогатного материнства.

Как рассказала TUT.BY директор ОДО «Сурконсалт» Оксана Колесень, в их фирму за консультациями приходит очень много людей. Приезжают даже из других стран, например из России: их сурмамы едут рожать к нам, а потом через посольство оформляют родившегося ребенка.

Оказывается, белорусское законодательство в сфере ВРТ отличается от российского: у нас суррогатная мама не признается матерью (ст. 53 Кодекса о браке и семье), а в России, наоборот, ею считается. При этом, рассказала Оксана Колесень, «если вдруг белорусская суррогатная мама поедет рожать в Россию, то она обязана будет соблюдать российские законы».

Директор «Сурконсалт» также рассказала, что, говоря юридическим языком, работа суррогатной матери называется «услугой по вынашиванию имплантированного эмбриона», которая, кстати, облагается налогом с гонорара — суррогатная мать платит обычный подоходный налог.

Кстати, в среднем гонорар суррогатной матери, по словам Оксаны Колесень, 10 — 15 тысяч долларов.

Екатерина СИНЮК, www.tut.by

Обновлено 29.05.2011 17:16
 

Добавить комментарий

Внимание! Перед добавлением комментария помните, что его прочтут другие пользователи и авторы комментируемого Вами материала. Будьте уважительны друг к другу и старайтесь обходиться без сленговых и нецензурных выражений.


Защитный код
Обновить

Последние добавления

972.
Ну вот и подняли тарифы ЖКХ. А ведь кое-кто утверждал, что наше прав.....
971.
Вовочка, услышав, как мурлыкает кот, бежит к отцу-автомеханику: — Па.....
ПРОТИВ ДМИТРИЯ ДАШКЕВИЧА ВОЗБУЖДЕНО НОВОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО
Лидеру «Молодого фронта» грозит еще один год лишения свободы. .....
«НАДО ОТЫСКАТЬ СПОСОБ РАЗГОВАРИВАТЬ НЕ ЯЗЫКОМ САНКЦИЙ»
Посол Литвы в Беларуси Линас Линкявичюс заявил, что Вильнюс и Минск...
МИД ИЗРАИЛЯ СЛЕДИТ ЗА СИТУАЦИЕЙ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В БЕЛАРУСИ
Глава отдела Евразии израильского МИД Яаков Ливне 18 июля на пресс-к.....

Самое популярное за месяц

службы мониторинга серверов