TOP

ТРАГЕДИЯ В КУРОПАТАХ

По оценкам исследователей, в куропатских захоронениях может покоиться прах до 200 тысяч жертв сталинского террора.

Минуло четырнадцать лет с того дня, когда в мае 1999 года было завершено четвертое следствие, проведенное по факту обнаружения массовых захоронений в лесном массиве Куропаты. Но до сих пор его результаты так и не обнародованы. Тем не менее «немецкий след», ради обнаружения которого военной прокуратурой по требованию «общественности» в очередной раз было проведено новое следствие по старому делу, найден так и не был.

Как это было

3 июня 1988 года в газете «Лiтаратура i мастацтва» была опубликована статья научных сотрудников Института истории АН БССР Зенона Позняка и Евгения Шмыгалева «Курапаты — дарога смерцi». В статье утверждалось, что в лесном массиве Куропаты захоронены жертвы политических репрессий 1937—1941 годов.

Обобщив все имевшиеся материалы, авторы статьи сделали вывод, что на этом месте в предвоенные годы органы НКВД проводили массовые расстрелы людей. Статья имела большой резонанс и послужила основанием для возбуждения прокуратурой БССР 14 июня 1988 года уголовного дела. Это было первое в СССР уголовное дело против тоталитарного государства за преступления против своего народа в 1930 годы.

В ходе следствия было установлено, что на территории около 30 гектаров расположено 510 предполагаемых захоронений, представляющих собой впадины с признаками оседания грунта. Была произведена выборочная эксгумация, во время которой были обнаружены человеческие останки — 313 черепов, кости скелетов, 340 зубных протезов из желтого и белого металлов.

Следствие установило, что количество расстрелянных могло быть не менее 30 тысяч. По оценкам исследователей, в куропатских захоронениях может покоиться прах до 200 тысяч жертв сталинского террора. Было опрошено около 200 очевидцев событий. 55 свидетелей из числа жителей деревень Цна-Иодково, Подболотье, Дроздово, расположенных вблизи лесного массива, показали, что в 1937—1941 годах работники НКВД в крытых автомашинах привозили сюда людей и расстреливали их. Трупы закапывали в ямы.

Расстрелы начались в 1937 году и продолжались до 1941 года. Судя по характеру обнаруженных вещей, в Куропатах были захоронены в основном выходцы из Беларуси, в том числе из западных областей и, возможно, из Прибалтики. Есть основания полагать, что там покоится прах политических заключенных АвтодорЛага НКВД СССР.

Следствием было достоверно установлено, что с 1937-го по 1941 год в лесном массиве Куропаты органами НКВД производились массовые расстрелы граждан. Спустя столько времени определить их личность и конкретные основания казни не представилось возможным.

В постановлении о прекращении уголовного дела было отмечено: «Принимая во внимание, что виновные в этих репрессиях руководители НКВД БССР и другие лица приговорены к смертной казни либо умерли, на основании изложенного… уголовное дело, возбужденное 14 июня 1988 года прокурором Белорусской ССР, прекратить»…

Новая версия старого дела

В июне 1991 года члены комиссии по расследованию преступлений в Куропатах под председательством В. Корзуна направили в прокуратуру СССР собранный ими материал, якобы доказывающий, что в урочище Куропаты покоятся не жертвы НКВД, а жертвы немецко-фашистских захватчиков.

Осенью 1991-го в Минск приезжал представитель прокуратуры СССР, но факты, изложенные в обращении «общественной комиссии», не нашли подтверждения. В феврале 1992 года было вновь возобновлено расследование. Следствие подтвердило выводы государственной комиссии.

В 1993 году «общественная комиссия» обратилась в Верховный Совет РБ с предложением дезавуировать выводы, к которым пришла государственная комиссия в своем расследовании куропатских событий.

Верховный Совет поручил Генеральному прокурору республики В. Шолодонову вернуться к этому делу, повторное расследование поручается старшему следователю по особо важным делам Прокуратуры РБ В. Комаровскому. Именно к тому времени относится возникновение версии о «немецком следе» и о том, что в Куропатах не НКВД расстреливал советских граждан, а немцы — привезенных сюда гамбургских евреев.

Новое расследование дела по Куропатам было проведено досконально. Для того чтобы исключить версию расстрелов евреев немецкими оккупантами, В. Комаровский запросил Иерусалимский Институт катастрофы и героизма европейского еврейства в годы второй мировой войны Яд-Вашем, где собрана наиболее полная информация о репрессиях в отношении евреев. Деревни Цна-Иодково, Зеленый Луг, Куропаты в качестве мест расстрелов еврейского населения не зафиксированы.

Нет информации о расстрелах в Куропатах и в немецких архивах. Немецкие эксперты подтвердили, что метод захоронения в этом районе — советский. Нацисты обычно копали большие могилы — до 50—60 метров в длину, перед «акцией» жертв раздевали, забирали личные вещи, снимали золотые коронки.

Был обнаружен и так называемый польский след, т.е часть «белорусского катынского списка». В частности, в одном из российских архивов был найден приказ за подписью Л. Берия об этапировании из тюрем НКВД западных областей Беларуси в Минск 3000 офицеров польской армии и заочного приговора их к расстрелу. В марте—апреле 1940 года они были доставлены в Минск, след их тут теряется. Одним из предполагаемых мест их расстрелов и захоронений является урочище Куропаты.

Фактически было доказано, что Катынь и Куропаты — звенья одной цепи.

Определить численность и имена погибших в процессе следствия не представлялось возможным, как всегда, из-за отсутствия необходимых архивных данных в КГБ РБ.

Иными словами, версия о расстрелах НКВД оставалась в силе, собранные доказательства не подлежали сомнению, а новые материалы лишь подтверждали уже имевшееся заключение. Оснований для возобновления следствия по делу о Куропатах не было.

Решение о начале нового, четвертого, следствия в 1998 году было как гром среди ясного неба. На этот раз расследование было поручено старшему помощнику военного прокурора подполковнику В. Сомову.

Следствие закончено. Забудем?

В ходе следствия, проведенного военной прокуратурой, впервые было обнаружено самое большое из всех найденных в Куропатах захоронений, в котором содержались останки более 397 человек (обычно в ямах находилось до 100 останков).

Следствие преподнесло еще одну сенсацию — впервые за всю историю раскопок в Куропатах были найдены вещественные доказательства с конкретными датами и фамилиями, свидетельствовавшие о том, что расстрелы проходили до начала войны. В захоронении № 30 были обнаружены тюремные квитанции об изъятии при аресте вещей, выданные в Гродненской тюрьме НКВД 10 июня 1940 года Мовше Крамеру и Мордыхаю Шулескесу. Это было за год до оккупации Минска.

Архивно-следственное дело о Куропатах насчитывает более 15 томов. И все эти материалы лишь подтверждают версию, по которой расстрелы проводились сотрудниками НКВД. Однако даже если допустить возможность того, что на этом месте немцы во время войны расстреляли несколько сот мирных жителей, след НКВД от этого никуда не исчезнет. Тому есть немало примеров. В частности, в районе парка Челюскинцев, где установлен памятный знак, до войны вел расстрелы НКВД, а во время войны на том же месте расстреливали нацисты.

До сих пор известны далеко не все места захоронений жертв сталинского террора. Сколько их имеется по всей Беларуси?

Несмотря на то что Куропаты — одно из самых громких и известных дел в постперестроечной истории Беларуси, результаты последнего следствия так и не были доведены до общественности. Архивно-следственное дело засекречено до сих пор.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что исход куропатского дела не удовлетворяет тех, кто упорно не желает слышать правду о трагическом прошлом Беларуси.

Игорь КУЗНЕЦОВ, кандидат исторических наук

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.