TOP

Факультеты нужных вещей

Более половины студентов белорусских вузов недовольны качеством знаний, а работодатели не знают, что делать с недоучками…

Многие юноши и девушки оканчивают одиннадцать классов, чтобы потом непременно поступить в вуз. На этом в первую очередь настаивают родители: «Хоть какой диплом, но только о высшем образовании!» Да и сама тенденция такова, что большая часть молодежи стремится оттянуть процесс собственного трудоустройства и зарабатывания денег, предпочитая беззаботное студенчество. Однако на вузовском финише картина совершенно иная: более половины студентов белорусских вузов недовольны качеством знаний, а работодатели не знают, что делать с недоучками.

Мученики науки

В этом году только четыре из более чем пятидесяти белорусских вузов смогли стопроцентно заполнить бюджетные места. А работодатели не первый год наблюдают катастрофически низкий уровень знаний у выпускников высших учебных заведений. Не могут подобрать себе молодых специалистов и бизнесмены.

— В нашей стране на образование расходуется 5,4 процента ВВП, в США — 5,2. Однако при таких ощутимых затратах результат плачевный. Уровень подготовки специалистов в большинстве вузов настолько низкий, что мы уже готовы обсуждать этот вопрос с профессиональным сообществом и выносить проблему на рассмотрение правительства,— считает председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин.— Абсолютное большинство выпускников вузов незнакомо с самыми элементарными навыками. Они не бывали на предприятиях, да и содержание лекций отстает от реальности на 15—20 лет. А ведь в современном мире изменения, порой совершенно радикальные, происходят очень быстро. В итоге работодателю, который рассчитывает получить высококвалифицированного специалиста, приходится довольствоваться тем, что есть, и фактически переучивать его за свой счет. Кстати, у нас гораздо меньше претензий к системе профтехобразования: некоторые ссузы оснащены современнейшими станками.

Качеством высшего образования недовольны и сами студенты. По крайней мере, их активная часть, которая приходит в вузы за знаниями. Председатель центра по объединению и развитию студенческих движений Сергей Воронкевич приводит такую статистику:

— Мы провели опрос в социальной сети, задав простой вопрос: « Довольны ли вы качеством высшего образования в Беларуси?». Отрицательно ответили более 50 процентов участников опроса. Недовольны студенты и позицией преподавателей, когда правильный ответ содержится только в учебнике.

О каком будущем творческом сотруднике можно говорить, если «инакомыслие» подавляется на корню? Надо выстроить эффективную систему взаимодействия студентов, работодателей и учебных заведений,— уверен Сергей Воронкевич.— И еще одно откровенно удручает: мы воспитали касту балбесов, которые за пять лет учебы не заработали ни рубля! Значит, они не будут конструктивными и в будущем. Наше студенческое сообщество слабо отстаивает свои интересы. Нельзя быть пассивными наблюдателями, если речь идет о будущем страны и о собственном будущем.

У ССУзов есть перспектива и преимущества

В последнее время наблюдается такой парадокс: пока одни рвутся в вуз, другие уже с дипломом о его окончании поступают в учреждения профессионального образования. Объясняется такая ситуация тем, что сегодня на рынке труда востребованы специалисты рабочих профессий, да и зарплата у них зачастую гораздо выше, чем у выпускников вузов.

— После окончания школы я поступил в Гродненский государственный университет на факультет психологии, — рассказывает Денис Тымчинский. — К четвертому курсу понял, что и специальность эта мне не нравится, и работу я хорошую не найду. Но было очень жалко родителей, которые «узлом завязывались», чтобы оплатить мою учебу. После окончания университета я смог найти только работу курьера — в одну фирму привозил готовые обеды, в две другие — канцелярские товары. Случайно познакомился с девушкой, которая работала художником-модельером в ателье и занималась собственным дизайном одежды. Я стал ей помогать в создании новых моделей одежды для юношей. Надо сказать, что я в детстве учился в художественной школе и умел из самых простых джинсов и курток сделать настоящую «фирму». Понял, что нашел наконец свою профессию. Сейчас пока работаю «в подмастерьях», но в хорошем частном ателье. На следующий год буду поступать в Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна на специальность «модельер-конструктор».

История Дениса печальна тем, что потрачены деньги, время, получена специальность, которая оказалась непригодной. А можно было изначально пойти по другому пути. Поступить в колледж или лицей легкой промышленности по окончании девяти классов, а если бы эта профессия оказалась не по душе — есть еще и время, и дорога в любой вуз открыта.

Теперь о цене вопроса. Еще одно преимущество ссузов и учреждений профессионального образования в сравнении с вузом — в стоимости обучения. В вузе она более высокая, поскольку полученные там знания считаются более глубокими. Так что, если поступить на бюджет не удалось, платить за обучение денег нет, а профессию, как ни крути, получать надо, то профессиональные школы и ссузы — идеальный вариант. Кстати, в учреждениях профессионального образования обучение осуществляется только на бюджетной форме, а конкурса при поступлении практически нет.

Как привлечь молодежь?

Да, сегодня профессионально-технические учреждения образования не пользуются высоким спросом у абитуриентов. Но ситуацию можно исправить.

В учреждениях профессионального образования и в школе должны быть одинаковые требования к выполнению образовательных стандартов общего среднего образования. Учащийся должен быть уверен в том, что он получит те же знания по общеобразовательным предметам, что и в школе, если бы остался учиться там дальше. Результат такого подхода можно увидеть в Финляндии. Ежегодно конкурс в профессиональные школы там почти вдвое больше, чем мест. Ребята поступают за три года до окончания школы. Получают качественное среднее образование и осваивают востребованную на рынке труда профессию.

Сегодня профессиональные колледжи оснащены современным оборудованием. Учащиеся осваивают новые технологии. Однако применить свои знания на деле практически невозможно: на большинстве белорусских предприятий используются давно устаревшие станки, машины и механизмы. Конечно, сегодняшних выпускников эта ситуация расстраивает, а будущих — отталкивает. Поэтому работодателям для привлечения молодых кадров следует стремиться к тому, чтобы квалификационные требования рабочего места хотя бы немного приближались к уровню квалификации, полученной выпускниками в учреждениях профессионального образования.

Профессиональные школы станут более привлекательными, если там будет обеспечено качественное изучение иностранного языка. К примеру, в Узбекистане в любом учебном заведении профтехобразования преподаются три языка — узбекский, русский и английский, но по желанию можно добавить еще один иностранный язык. Выпускники сдают три языковых экзамена.

А пока ни у школьных учителей, ни у родителей нет никакого представления о современных профессиях, особенно о тех, которые гарантированно будут востребованы на рынке труда даже в отдаленной перспективе. Как узнать о профессиях, если нет никакой информации, кроме справочной? Нет интересных публикаций в молодежных СМИ, радио и телевизионных программ… Очень жаль, что со старшеклассниками не встречаются выпускники профессиональной школы, которые могли бы показать свою работу такой, какая она есть.

Светлана Балашова

Читайте также:

Один дома

Товары повышенного раздражения

Возвращение «черных риэлторов»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.