TOP

Леонид Судаленко: Политические права защищать можно и нужно!

Правозащитный центр «Весна», запрещенный властями, пригласил речицких общественных активистов на встречу с юристом Леонидом Судаленко, чтобы объяснить механизмы правовой защиты политических и гражданских прав человека на национальном и международном уровнях.

Леонид Судаленко отметил, что граждане практически всех постсоветских стран, кроме Беларуси, имеют возможность пользоваться таким механизмом международной защиты своих политических прав, как рассмотрение споров в Европейском суде по правам человека. Беларусь не ратифицировала Европейскую конвенцию о правах человека, поэтому ЕСПЧ не имеет возможности принимать к рассмотрению жалобы граждан Беларуси о нарушениях их прав, которые допускает государство.

Единственная международная инстанция, доступная белорусам для международной защиты своих прав, — Комитет по правам человека ООН. Наши власти очень гордятся членством в ООН, часто вспоминают, что Беларусь является одной из стран—основательниц ООН, поэтому ооновские документы нашей страной ратифицированы.

Сегодня, по данным Леонида Судаленко, в Комитете по правам человека ООН зарегистрировано 245 жалоб от граждан Беларуси. Но прежде, чем попасть в Женеву, где расположена штаб-квартира, дело должно исчерпать все внутренние возможности правовой защиты на национальном уровне.

«Практика показывает, что при рассмотрении дел, касающихся защиты политических и гражданских прав, а это право на выражение своего мнения, право на мирные собрания, право на сбор и распространение информации и ряд других, суды руководствуются не законом, а распоряжениями исполнительных властей, — утверждает Леонид Судаленко. — Наших судей назначает на должности на пятилетний срок лично глава исполнительной ветви власти. И, конечно же, они полностью зависимы от исполнительной власти».

Именно поэтому для того, чтобы исчерпать внутренние способы защиты своих прав и иметь возможность обратиться в КПЧ ООН, белорусам приходится проходить все судебные инстанции и платить за рассмотрение дела на каждом уровне по две базовые величины.

Какой же смысл от того, что человек обратился в Комитет по правам человека и даже получил разрешение жалобы в свою пользу?

«Если бы не это большое количество жалоб, поступающих в международную инстанцию, мир вообще бы считал, что Беларусь — идеальное правовое государство. Но это далеко не так, и это нужно показывать», — говорит правозащитник.

Леонид Судаленко рассказал о собственном опыте обращения в Комитет по правам человека. КПЧ признал действия белорусского государства нарушением прав, вынес решение о принятии мер общего характера, касающихся изменений законодательства, и мер частного характера, которые обязывали государство выплатить разумную и справедливую сумму в отместку нанесенного гражданину вреда. Но белорусские власти утверждают, что решения КПЧ для них не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер, поэтому взыскать сумму ущерба пока не удается. В идеале же эта сумма должна быть выплачена человеку, чьи права нарушены, из государственного бюджета, а потом взыскана в бюджет с должностного лица, действовавшего незаконно и нарушающего права человека. Таким образом, этот механизм воздействует на конкретных чиновников — сотрудников органов МВД, судей, прокуроров, государственных чиновников, в странах, которые выполняют взятые на себя в рамках ООН обязательства, и является очень эффективным средством защиты прав человека.

Основной вывод Леонида Судаленко: «Людям, неравнодушным к ситуации в стране, людям, которые стремятся действовать и что-то менять, следует знать — свои политические и гражданские права защищать можно и нужно!»

gomelspring.org.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.