Напрасная жертва
Военные учения «Запад-2017», о которых так много, часто на грани истерии сообщали мировые СМИ, наконец завершились. Надо надеяться, что вряд ли уже произойдет что-то чрезвычайное, российские войска покидают территорию Беларуси. Можно подвести предварительные итоги. А они для нас довольно важны.
Впервые Беларусь оказалась в центре масштабной информационной воЛны. Кажется, никогда ранее иностранные СМИ не говорили так много о нашей стране, как сейчас. Несколько месяцев подряд об учениях на территории Беларуси писали, рассказывали, показывали медиа различных государств.
Причем, стоит заметить, что Беларусь не просто оказалась в фокусе внимания СМИ, а именно в эпицентре масштабной информационной войны. И как раз эта информационная война была более важной, чем собственно сами учения, которые прошли традиционно, даже рутинно.
Хотя прогнозы многих западных СМИ о том, что Россия воспользуется этими учениями для агрессии против европейских стран, не оправдались, очень знаменателен сам факт их появления. После Крыма и Донбасса Москве не доверяют. И если репутация подорвана, то кремлевским уверениям не верят, любые милитаризованные действия РФ воспринимают как угрозу.
Нельзя исключать, что соседние страны воспользовались этими учениями, преувеличивая угрозу, исходящую от них, чтобы получить большую военную помощь от США и НАТО.
Очевидно, что белорусские власти оказались не готовы к такой ситуации, в которой оказалась страна. МИД, Минобороны пытались работать в обычном режиме, что абсолютно не соответствовало масштабу события.
Но не в качестве оправдания, а ради справедливости следует отметить, что от заявлений, действий белорусских властей, их способов работы со СМИ и международными наблюдателями на самом деле мало что зависело. В этой информационной войне Беларусь была пассивным игроком, скорее жертвой. Хотя западные СМИ говорили об учениях на белорусской территории, на самом деле никто не опасался военной угрозы со стороны нашей страны. Все указывали пальцем на Россию.
С какими достижениями или потерями вышла Беларусь из этой истории? Существует мнение, что результаты учений для нашей страны можно оценивать со знаком плюс. Потому что, дескать, в результате информационного шума вокруг «Запада-2017» вырос международный вес Беларуси, помимо своей воли она оказалась важным геополитическим игроком, и теперь политика балансирования может дать больший эффект, так как иностранным игрокам можно выставить более высокий счет за внешнеполитическую лояльность.
Однако проблема в том, что это внимание к Беларуси, ее частое появление на мировом информационном экране оценивается мировым сообществом как раз со знаком минус. Это скорее скандальная, геростратова слава.
Эти учения должны были бы стать для Беларуси моментом истины. Информационные воЛны вокруг них дали возможность зафиксировать одно важное обстоятельство: быть союзником России до Крыма и после Крыма — это разные вещи. Сегодня РФ однозначно воспринимается в Европе и соседями по региону Центральной и Восточной Европы как агрессор. Быть союзником агрессора и, более того, участвовать в его военных планах и сценариях — дело неблагодарное.
Второй момент. В этой информационной войне Беларусь воспринималась не как самостоятельное государство со своими особыми интересами, а как сателлит, марионетка России. На мой взгляд, это не совсем справедливо, ведь последние три года Минск продемонстрировал довольно значительную самостоятельность во внешней политике. Но в таких деликатных вопросах, как степень независимости, важно не то, что есть на самом деле, а то, как страну воспринимает окружающий мир.
Три года после Крыма белорусские власти настойчиво создавали новый международный образ Беларуси как миротворца, донора безопасности, Минск презентовал себя как Хельсинки-2. Нашей стране удавалось оставаться формальным союзником РФ и одновременно занимать позицию нейтралитета в конфликте России с Украиной и Западом. Официальный Минск смог расширить поле для дипломатического маневра, начал процесс нормализации отношений с Западом, который благожелательно отнесся к такой политике белорусского руководства.
Но эти военные учения сильно ударили по репутации страны, испортили статус Беларуси как донора безопасности. В результате прошедших маневров наша страна снова стала восприниматься в мире как не только формальный, а реальный союзник России, а заявленная ранее позиция нейтралитета рассматривается скорее, как игра. И теперь нашему МИД и его главе Владимиру Макею надо начинать все сначала.
Но финальная часть учений оказалась еще более драматичной для белорусских властей. Все эти репутационные жертвы официальный Минск сделал (или был вынужден сделать) для соблюдения хороших отношений с Россией. Дескать, потеряли на западе, севере и юге, но обрели на востоке.
И вот здесь-то выясняется, что это совсем не так. В ходе учений Беларусь получила от России четыре подставы, а закончились они вообще слабо скрытым скандалом.
Во-первых, ФСБ выкрало с территории Беларуси украинского гражданина Павла Гриба, что вызвало легкий кризис в белорусско-украинских отношениях.
Во-вторых, утром 14 сентября в первый день учений Министерство обороны России распространило фейк, будто подразделения танковой армии Западного военного округа подняты по тревоге и начали переброску на полигоны в Беларусь для участия в совместных учениях «Запад-2017». Это вызвало сильную тревогу не только в Минске, но и в соседних государствах.
В-третьих, одновременно с учениями в Беларуси Россия развернула большие маневры на своей территории, которые по масштабу значительно превосходили то, что проходило в нашей стране. По оценкам западных политиков и экспертов, в этих военных играх в РФ участвовало до 100 тысяч российских военнослужащих, а в Беларуси в сумме — только около 13 тысяч военных. И именно эти учения в России вызвали даже большие опасения в Европе, а Беларусь расхлебывалась репутационными потерями. Причем, судя по всему, такая ситуация оказалась неожиданной для белорусского руководства. Об этом свидетельствует комментарий пресс-секретаря А. Лукашенко Натальи Эйсмонт, которая заявила: «В этот раз в центре событий именно территория Беларуси, а все остальные эпизоды учений носят второстепенный характер. Поэтому естественно, что именно в нашей стране ожидалось и участие двух президентов». Создается впечатление, что в Кремле считали иначе.
И, в-четвертых, странное поведение России на финише учений. Сначала началась путаница со встречей В. Путина и А. Лукашенко. Президент России не приехал в Беларусь на подведение итогов учений в Беларусь, как это было на прошлых маневрах. Но этим дело не закончилось.
Белорусской стороной было объявлено, что 20 сентября на подведение итогов учений в Беларусь на Борисовский полигон приедет министр обороны РФ Сергей Шойгу и начальник российского Генштаба Валерий Герасимов. Но они тоже проигнорировали союзника. А это уже очевидный политический демарш Москвы.
Похоже, все жертвы, принесенные Беларусью на алтарь «братства по оружию», что обернулось напряжением в отношениях с Западом, оказались напрасными. Маневры стали дополнительным фактором раздора и в белорусско-российских отношениях. И А. Лукашенко пришлось под Борисовом изо всех сил делать хорошую мину при плохой игре, одному расхлебывать эту невкусную кашу.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: