Вся президентская рать: с чем Украина входит в 2018 год
В украинском обществе нарастает напряжение. Прошлой осенью, на четвертом году правления президента Порошенко, в Киеве впервые начались масштабные акции протеста — против саботажа реформ, которые были обещаны главой государства.
Формально, разномастные оппозиционные политические партии вышли под парламент, чтобы добиться принятия законов о снятии депутатской неприкосновенности, о создании независимого антикоррупционного суда, а также о широкой политреформе. Однако реальным поводом для протестов стала подготовка основных политических игроков к президентским выборам 2019 года.
Из главных обещаний украинцам — рост экономики, повышение соцстандартов и безвизовый режим — президенту удалось реализовать только последнее. Украинское общество наэлектризовано войной и бедностью. Затяжной экономический кризис привел к полной дискредитации не только президентской команды, но и всех ключевых украинских политиков и партий.
Президентская команда сегодня занимается главным образом тушением пожаров: решением краткосрочных проблем, способных принести главе государства хоть какие-то политические победы и дивиденды, а в будущем — проценты голосов избирателей в президентской гонке. Оппозиция в качестве идеологии выбрала исчезновение БПП и самого Порошенко с политической повестки дня и проведение досрочных выборов президента.
Оба лагеря пытаются перекричать друг друга. Одни — с новоявленного майдана, другие — с экранов контролируемых телеканалов. И пока каждый думает, что победит тот, кто будет громче кричать, на политическую арену неожиданно выходят новые игроки, которые смогут составить конкуренцию Петру Порошенко даже во втором туре президентских выборов. А главной политической интригой 2018 года останется вопрос — состоятся ли досрочные президентские выборы в Украине.
Борьба бульдогов под президентским ковром
В первом полугодии вертикаль власти находилась в сильной турбулентности. Генпрокуратура дала представление на снятие неприкосновенности с депутатов, Гройсман начал вести непубличную борьбу с одним из ключевых людей БПП Игорем Кононенко, Народный фронт разрывали внутренние противоречия. Из-за расхождений между двумя крупнейшими фракциями коалиции — Блоком Петра Порошенко (БПП) и Народным фронтом (НФ) лихорадило весь правительственный лагерь.
Однако осенью, когда на горизонте замаячили выборы, ключевые политики от власти вновь стали публично заверять в своем единстве, а между двумя партиями (БПП и НФ) возобновились активные политические торги по поводу возможного объединения в единую партию власти. С одной стороны, это стало актуальным в связи с консолидацией оппозиционных сил. Красной тряпкой для правящего блока стал Михаил Саакашвили, который устроил показательную акцию с участием оппозиционных партий при пересечении польско-украинской границы. С другой — для президента Порошенко крайне важно быть единым кандидатом от власти, что даст ему возможность выйти во второй тур.
Для Народного фронта объединение с БПП выгодно тем, что это станет билетом для продолжения игры этой политической силы в большой политике после парламентских выборов, которые состоятся осенью 2019 года. Как показывают последние исследования, если бы выборы состоялись сейчас, то партия Яценюка не прошла бы 5%-ный барьер в Верховную Раду. Яценюк в обмен на объединение партий мог бы гарантировать дальнейшую поддержку пропрезидентских решений в Раде, которые нужны Порошенко сейчас как доказательство «покращень та життя по-новому».
Объединение двух партий также должно было служить балансу интересов НФ и БПП. В частности, служить противовесом идее Яценюка и Авакова об изменении конституции и трансформации Украины в чисто парламентско-президентскую республику, что существенно ограничит права президента. Кроме того, сохраняется риск, что депутаты Народного фронта смогут провести через Раду ряд опасных для президента законов, например, об импичменте, или забрать у главы государства некоторые полномочия.
Однако, не дождавшись подтверждения союза со стороны президента, Народный фронт сменил тактику. В ноябре на съезде партии Яценюк заявил, что намерен баллотироваться в президенты, а Народный фронт готов самостоятельно принимать участие в парламентских выборах.
Скорее всего, Арсений Петрович грозил гаранту политическим «кулаком» из зала съезда партии с целью больше поучительной, нежели практической. Яценюк — опытный политик и понимает, что, выдвинув свою кандидатуру на президентских выборах, он большого количества голосов не наберет, и это только еще больше пошатнет его позиции. Что более вероятно, так это использование заявления о своей самостоятельности в качестве очередного туза, припрятанного в рукаве, чтобы ускорить политические переговоры с президентом о создании единой партии власти. Избрание Порошенко на второй срок также выгодно Яценюку, поскольку избавит его от политических преследований, которые возможны в случае прихода к власти альтернативного кандидата от оппозиции.
Примечательно, что среди гостей съезда Народного фронта присутствовал и премьер-министр Владимир Гройсман, который сейчас якобы часто советуется с Яценюком. Вопреки ожиданиям Порошенко о том, что Гройсман будет ручным премьером и создаст все условия для личного пиара президента через «большие успехи», в этом году премьер-министр фактически начал собственную пиар-кампанию. Чем спутал карты президенту. Фактически, он таким образом заявил, что хочет быть первым среди первых. Или, как минимум, вторым после первого.
Самостоятельную игру продолжил вести и Арсен Аваков, министр внутренних дел, один из лидеров Народного фронта и куратор министров от этой партии в Кабмине. Сегодня он является основным препятствием для полноценной власти президента в силовом блоке. У Авакова нет президентских амбиций, но влияние его очень велико. В кулуарах говорят, что он настолько нарастил мышцы, что может сегодня заблокировать фактически любое решение Кабмина. Поэтому с ним вынуждены считаться как президент, так и премьер.
Помимо МВД, Аваков курирует националистическую партию «Национальный корпус», созданную на базе гражданского корпуса «Азов». Это объединение известно тем, что до начала 2017 года имело собственное вооружение и выступало в качестве полувоенного формирования. По указу своих командиров «Азов» мог сорвать любой митинг либо организовать его, устроить погром для решения бизнес- или политических вопросов. Фактически это было теневой армией господина Авакова. Однако в начале года «Азов» прекратил свое существование и трансформировался в политическую партию «Национальный корпус». На самом деле сменилась только вывеска, задачи, считают эксперты, остались те же.
Какой президент — такая и оппозиция
Если бы выборы состоялись в ближайшее время, то в первую пятерку кандидатов попали бы Петр Порошенко, певец Святослав Вакарчук, а также оппозиционные политики Юлия Тимошенко, Юрий Бойко и Анатолий Гриценко. В следующую пятерку вошли бы Вадим Рабинович, Олег Ляшко, Андрей Садовый, Валентин Наливайченко и Олег Тягнибок. Это результаты социсследования, которое провели 28 октября — 14 ноября.
Фактически основным конкурентом главы государства на электоральном поле является сегодня Юлия Тимошенко, при выходе вместе с Порошенко во второй тур политологи прогнозируют ее победу. Леди Ю, пожалуй, единственный украинский политик, который неустанно критикует любые действия президента и его команды, беря на вооружение все неудобные власти темы. По мнению экспертов, успех Тимошенко отчасти связан с поддержкой со стороны олигархических групп, которые недовольны переделом власти.
Чтобы ослабить электоральные позиции леди Ю, власть припрятала свой «рояль в кустах». Сегодня им является лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. Президентская команда рассчитывает, что в случае выхода во второй тур Вакарчук проиграет Порошенко. Однако на фоне сильного разочарования в действующем президенте этот сценарий является очень рискованным, участие Вакарчука в выборах может обернуться схваткой между Давидом и Голиафом. Из-за неудач Порошенко и тотального разочарования во власти сегодня появился гигантский запрос на новые лица. Проголосовать против Порошенко могут просто из принципа и выбрать Вакарчука.
Второй стратегией в отношении оппозиции стало стравливание оппонентов. Помогает власти в этом лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который, критикуя Тимошенко и ее ситуативного союзника Саакашвили, пытается если не оттягивать у них голоса, то хотя бы понемногу выбивать почву из-под ног. На парламентских выборах партия гипотетически имеет шансы набрать нужное количество голосов за счет тех избирателей, которые еще не определились либо готовы перейти к Ляшко от одного из оппозиционных политиков.
Михаил Саакашвили в прошлом году совершил переход в радикальную оппозицию. Создав партию «Рух новых сил», он совершил турне по основным городам Украины с целью привлечь сторонников. Права, ни он сам, ни его партия на сегодняшний день не входят в пятерку лидеров. Однако Саакашвили очень удачно использует любые действия власти против него для самопиара. Его показательное освобождение адептами «Руха новых сил» стало настоящим провалом для команды президента, которая надеялась таким образом решить «проблему Саакашвили» раз и навсегда, а вместо этого получила «пулю в лоб» от экс-соратника. Даже запущенный после этого слух о якобы связях Саакашвили с опальным олигархом Курченко не дал эффекта.
Министр МВД Аваков фактически самоустранился от конфликта с Саакашвили, поскольку так называемый силовой сценарий может привести к кровопролитию и протестам против него лично. А это пока никак не входит в его политические планы. Можно ожидать, что аналогичные демонстративные акции Саакашвили могут значительно усилить его рейтинги и спутать планы власти.
Партия «Оппозиционный блок», которая несколько лет была основной конструктивной оппозицией, раскололась сразу на несколько лагерей. Сначала из нее вышли Вадим Рабинович и Евгений Мураев, создавшие свою партию «За життя», которая сегодня, согласно исследованиям, имеет шансы войти в парламент. Позже к партии присоединился и Нестор Шуфрич, который является политическим партнером Виктора Медведчука.
Потом произошел раскол между основными спонсорами «Оппозиционного блока» — группой Сергея Левочкина и Ринатом Ахметовым. И хотя прямых конфликтов между ними нет, партия стремительно теряет рейтинги и утратила идеологию, которую может предложить избирателю. «Оппозиционный блок» уже давно не критикует ни президента, ни его соратников и поэтому воспринимается избирателем как карманная оппозиция. Скорее всего, два лагеря партии пойдут на парламентские выборы 2019 года разными колоннами. С одной стороны, у них нет общего видения будущего. С другой — нет общего источника финансирования и сколько-нибудь серьезной заинтересованности друг в друге.
Ловушки для президента
Изменить текущие позиции провластных и оппозиционных партий на электоральной карте может новый закон об открытых региональных списках, который даст избирателям больше возможностей влиять на то, кто лично будет представлять их в парламенте. Если раньше списки были закрытыми и это обеспечивало партиям возможность продавать места в списках для своих спонсоров, то теперь это станет невозможным. Кроме того, мажоритарная система была выгодна партии власти, которая теряет рейтинги. Поскольку благодаря админресурсу позволяет проводить в Раду независимых депутатов, которые потом присоединяются к фракции. Как это было, например, при Викторе Януковиче. По этим причинам законопроект, скорее всего, так и не будет принят или будет попросту завален многочисленными поправками фракций.
Еще одним камнем преткновения на будущих выборах для президента и его команды может стать НАБУ. Сегодня этот орган является неподконтрольным президентской команде, которая опасается, что самостоятельность НАБУ поставит под угрозу успешность предвыборной кампании. Например, если антикоррупционное бюро начнет арестовывать членов свиты действующего главы государства. Пытаясь нивелировать этот риск, власть уже начала превентивную кампанию против этого органа, подключив СБУ, прокуратуру, национальное агентство по предупреждению коррупции, подконтрольные фракции и медиа.
Однако действия провластного лагеря уже вызвали критику со стороны ряда международных партнеров Украины. В защиту антикоррупционеров высказались главы ФБР и МВФ, а в США пригрозили лишить Украину поддержки в случае, если власть продолжит войну против НАБУ. Вполне возможно, что международное внимание к этому конфликту на время его охладит. Но увольнение главы НАБУ Артема Сытника, безусловно, останется одной из стратегических задач для власти.
Внешние игроки, США и ЕС, в следующем году в дела Украины, скорее всего, вмешиваться не будут. Европа крайне разочарована в результатах работы украинской власти и отсутствии реформ. Об этом свидетельствует и решение ЕС не предоставлять Украине третий транш макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро. США сейчас больше заняты решением внутренних проблем и решением северокорейской угрозы. И эта тенденция сохранится. Россия будет занята президентскими выборами.
Все это существенно осложнит реализацию стратегии «больших побед» президента Порошенко и будет бить по его рейтингу. Поэтому, говоря о возможности досрочных выборов, нужно понимать, что в первую очередь это не выгодно самому президенту, и он не пойдет на это под давлением уличных майданов и протестных акций. Что более вероятно, так это объединение «Блока Петра Порошенко» и «Народного Фронта» в единый блок и выдвижение единого кандидата от власти — нынешнего президента. Однако и в этом случае Порошенко вряд ли согласится на досрочные выборы.
Злую шутку с президентом может сыграть и «черный лебедь»: пока два лагеря — президентский и оппозиционный — заняты перетягиванием политического каната, на арене может появиться третий кандидат, которому по воле случая и достанутся лавры победителя.
Андрей Лунинец, спецкор «Снплюс»
Читайте также:
Выборы закончились, вопросы остались