Categories: Политика

Чиновников учат слышать гражданское общество

Гражданское общество способно повлиять на западных чиновников в большей степени, чем на их белорусских коллег. Несмотря на отсутствие у властей интереса к диалогу с третьим сектором, некоторые его представители настойчивы в своем стремлении научить государство идти на контакт.

В конце мая в белорусском информационном поле активно обсуждался проект доклада депутата Европарламента Юстаса Палецкиса о ситуации в Беларуси. Политические и общественные деятели критиковали автора за неуместную, по их мнению, мягкость в отношении белорусских властей.

Литовский евродепутат некорректность некоторых формулировок публично признал. В итоге, с учетом около 300 правок, в сети появилась обновленная версия заметно разросшегося документа.

В новом тексте отсутствуют прежние раздражители (вроде вывода о «заметном улучшении ситуации с правами человека в Беларуси»), а также ясно просматриваются новые пункты, пролоббированные различными белорусскими НГО.

Одной из организаций, публично и детально высказавшей свои замечания по тексту доклада, стал Центр правовой трансформации (Lawtrend). Его глава Елена Тонкачева рассказала БелаПАН о своем опыте коммуникации с западными и белорусскими чиновниками.

Привычка слушать

Lawtrend достаточно давно активен на ниве консультирования и выработки экспертных предложений для различных международных организаций, занимающихся белорусской тематикой.

Один из недавних примеров, который приводит Елена Тонкачева, — взаимодействие со спецдокладчиком Совета по правам человека (СПЧ) ООН по Беларуси Миклошем Харашти.

По словам правозащитницы, обратиться к ответственным за белорусское направление лицам, вроде Палецкиса и Харашти, теоретически может любой.

По ее мнению, «белорусскому гражданскому обществу крайне важно вести коммуникацию с западными структурами не через призму жалоб на текущее положение дел, а в форме осознанных серьезных предложений о том, что делать».

Однако подобный подход, продолжает Елена Тонкачева, требует определенных знаний и опыта, которые, по ее словам, должны быть очевидны из содержания обращения.

«Свое право делать рекомендации мы подтверждаем качеством обращений и наличием публичных оценок тех или иных вопросов, которые мы делаем последние десять лет», — поясняет эксперт.

«Я никогда не оказывалась в ситуации, когда западные собеседники задавали мне вопрос «а вы кто такие?», — говорит собеседница БелаПАН.

Казалось бы, почему европейские или международные чиновники, политики должны всерьез интересоваться мнением даже не своих сограждан? Елена Тонкачева объясняет это «определенным уровнем культуры и привычкой взаимодействия с гражданским обществом».

На Западе хорошо и давно поняли: ни одно взвешенное и эффективное решение нельзя принять, не посоветовавшись с теми, кого оно напрямую затрагивает.

Юстас Палецкис на июньском заседании Комитета по правам человека Европарламента поблагодарил всех белорусских экспертов, направивших ему свои рекомендации. «Новая версия доклада учла наши аргументы», — замечает Елена Тонкачева.

Разная природа власти

В белорусских условиях организации, подобные Lawtrend, едва ли могут повлиять на принятие решений властью. Чиновники просто не хотят воспринимать критику или независимую оценку своих действий.

Собеседница БелаПАН замечает: «Пытаясь донести свою позицию до государства, мы часто стараемся делать это непублично, чтобы гарантировать небольшой, но результат».

Успех здесь — быть выслушанным. Так, новостью стала встреча Елены Тонкачевой и юриста Ассамблеи демократических неправительственных организаций Юрия Чаусова с членами комиссии по правам человека Палаты представителей 7 августа.

Независимые юристы изложили свою позицию по трем темам: об изменениях в законодательстве о некоммерческих объединениях, альтернативной гражданской службе и выполнении Беларусью рекомендаций в рамках Универсального периодического обзора СПЧ ООН. По первой теме они заручились подписями 25 НГО в свою поддержку и предлагали провести парламентские слушания по этой проблеме.

«Нам сказали: «Вы же понимаете, парламентские слушания — это послушали и разошлись, зачем это вам?» — рассказала Елена Тонкачева.

«Реакцией на 25 подписей и печатей белорусских НГО в свою поддержку стало: «Таких печатей знаете сколько можно понаставить», — продолжает глава Lawtrend.

В итоге, получив еще перед встречей отказ от парламентских слушаний, правозащитники решили организовать слушания общественные и пригласили на них своих собеседников из парламента.

«Если бы парламент жил в парадигме демократического процесса, наша встреча была бы достаточным сигналом, чтобы задуматься и вступить в коммуникацию. Но, к сожалению, это не так», — резюмирует собеседница БелаПАН.

Эта разница в природе власти на Западе и в Беларуси многое объясняет. «Наше государство интересуется мнением гражданского общества как анализом угроз своей стабильности, — считает Елена Тонкачева. — В Европе же это совместное движение вперед».

Реформы навырост

Возникает логичный вопрос — зачем тратить силы и время на то, чтобы биться о глухую стену государственного безразличия? Собеседница БелаПАН приводит несколько аргументов в ответ.

Во-первых, права человека — это изначально сфера противостояния общества и государства. «Мы не можем просто игнорировать вторую сторону», — поясняет юрист.

«Во-вторых, мы должны научиться доносить свою позицию, показывать, что владеем ситуацией и готовы вести разговор. Пока никто не предъявляет проблему, ее можно прятать или обсуждать кулуарно», — продолжает Елена Тонкачева.

И наконец, нужно показывать власти, как она должна работать, вопреки ее нежеланию идти на контакт. «Здесь не до капризов. Там, где демократических институтов нет, их надо строить», — резюмирует эксперт.

Примерно на таком же принципе основана работа экспертных групп в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». Несмотря на скепсис ряда комментаторов и прохладное отношение власти, независимые эксперты вырабатывают комплексные реформы в разных сферах и продолжают предлагать их государству.

Такая работа третьего сектора может казаться бесполезной сейчас, но это важный этап подготовки к будущим переменам. Да, наивно полагать, что демократия наступит, если парламент будет завален письмами с требованиями реформ. Не менее наивно ожидать, что вся нынешняя номенклатура сменится в одночасье.

Но вынужденные перемены однажды начнутся. И чиновники должны быть готовы к работе с активным гражданским обществом. Учить их этому нужно уже сейчас.

Артем ШРАЙБМАН, Naviny.by

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023