Categories: Культура

Наш Пушкин: талантливый, эпатажный, ультрасовременный

На зеленых просторах Витебщины, в местечке Бобр, живет и работает самый эпатажный на сегодня белорусский живописец, нон-конформист и перформер Алесь Пушкин, известный росписью храмов в разных уголках Беларуси, а также хэппенингами с политическим подтекстом. 

За его плечами — война в Афганистане и театрально-художественный институт, противостояние с Компартией Беларуси и тачка с навозом в центре Минска. Это — сокращенный список подвигов нашего «Геракла от живописи». Но обо всем по порядку…

Во времена студенческой молодости Алесь Пушкин принимал активное участие в общественной жизни, за что не раз подвергался репрессиям. В 1988-м был осужден на 5 суток за участие в подготовке праздника поминовения предков «Деды». В 1989 году, в День Воли, вышел на улицу с плакатом «Достаточно социалистической, возродим народную Беларусь!», за что был приговорен к двум годам лишения свободы условно. Так состоялся первый в истории Беларуси художественно-гражданский перформанс, первый в белорусском искусстве манифест соц-арта. На XIII пленуме ЦК Компартии Беларуси констатировали «провал идеологической и воспитательной работы в Белорусском театрально-художественном институте».

 

Дипломной работой Алеся стала монументальная роспись в вестибюле родной ему школы-интерната по изобразительному искусству имени И. О. Ахремчика. По распределению дорога лежала в Витебск. Так начался период расцвета и время наиболее красивых, известных перформансов в белорусском искусстве.

В 1991 году в Витебске состоялась первая персональная выставка художника, в 1993-м там же была открыта первая частная галерея «У Пушкина», просуществовавшая недолго.

Параллельно выставочной деятельности Алесь занимался реставрацией белорусских храмов, восстанавливал старинные фрески и создавал новые монументальные росписи. Огромная работа проделана им в могилевском кафедральном соборе Успения Девы Марии. С 1992-го по 1996 год, с перерывом на сфабрикованное уголовное дело, художник с командой единомышленников реконструировал старинную барочную живопись во всем костеле.

Не обошлось также без курьезов. Одна из созданных Алесем росписей потолка была запрещена к демонстрации по политическим мотивам. Это работа под названием «Глория кардинала Свентэка». В ней изображен ряд известных исторических личностей Беларуси, в числе которых и Зенон Позняк.

В портфолио Алеся Пушкина также работы в костеле Девы Марии в Вишнево, что на Воложинщине, в костеле архангела Михаила в Михалишках Островецкого района, витражи в костеле святого Иоанна Крестителя в Серебрянке, а также росписи в бобрской церкви святого Николая Чудотворца, по окончании работ над которыми, в 1997 году, художник обвенчался в этой церкви со своей женой. И здесь не обошлось без курьезов. Один из фрагментов росписи бобрского храма был намеренно поврежден вандалами. Речь идет о сюжете на тему Страшного суда, где в виде грешника был изображен один известный человек. После этого события храм был освящен патриархом Филаретом.

По словам самого художника, жизнь для него — это неустанный художественный процесс. Самым громким перформансом Пушкина был его «Подарок» в виде перевернутой тачки с навозом в 1999 году, перед зданием президентской администрации. За эту акцию Алесь получил два года условно и звание лауреата в области защиты прав человека, номинация «За смелость в искусстве» (1999).

В активе художника перформансы, посвященные Иосафату Кунцевичу, событиям на Немиге, обкручивание колючей проволокой памятников Ленину и Марксу, протест против уничтожения исторических памятников в Гродно и многое другое. В купальскую ночь на костре у Алеся горели ярким пламенем символические упаковки «Виагры», кассеты с порнофильмами и порножурналы, а также надувная резиновая женщина, в комплексе олицетворяющие собой «Всемирное зло». Мало кто из современных деятелей искусств Беларуси даст фору Пушкину по части изобретательности.

 

Несмотря на негласные рекомендации о недопущении к участию в выставках (так в 2012 году экспонат Пушкина был удален из проекта «Постулат»), художник продолжает активно экспонироваться за рубежом, а его монументальное творчество сегодня является весьма востребованным в Беларуси. Помимо этого Алесь занимается станковой живописью, сценографией и даже искусством татуажа. Одна из новых работ художника — портрет польского борца за свободу ксендза Ежи Попелушко.

Татьяна МАРКИНА

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023