Categories: Социум

Налог на «тунеядство» есть не только в Беларуси…

На прием к помощнику президента Всеволоду Янчевскому в Борисовский райисполком накануне крайнего срока уплаты сбора на финансирование государственных расходов пришло около полусотни человек. Хотя адресатов «писем счастья» в Борисовском районе должно быть гораздо больше. 

Арифметика несложная. Если учесть, что всего налоговые инспекции страны разослали 470 тысяч извещений об уплате сбора в стране, то на каждую тысячу человек населения в Беларуси приходится примерно 46 «тунеядцев». Стало быть, в Борисовском районе, где насчитывается 180 тысяч жителей, извещения получили никак не меньше восьми тысяч человек.

Освобождение от уплаты сбора в связи с тяжелой жизненной ситуацией получили немногие борисовчане. Но заплатят ли остальные?

По данным на 21 февраля, сбор во всей стране оплатили около 54 тысяч «дармоедов», то есть чуть больше десяти процентов.

Одним из мотивов введения «налога на тунеядство» было то, что бесплатные медицинские услуги представляются гражданам, которые не участвуют в формировании государственного бюджета. На самом деле, в той или иной степени, в формировании бюджета участвуют все, кто приобретает в Беларуси подакцизные товары — алкогольные напитки и табачные изделия, да и все другие товары и услуги, в цену которых заложен налог на добавленную стоимость. Поэтому такой мотив, мягко говоря, спорный.

Более логично было бы требовать участия именно в расходах на здравоохранение, но это возможно лишь там, где есть страховая медицина. В Беларуси ее нет. В тех же странах, где она имеется, оплачивать медицинскую страховку приходится иногда даже тем, кто не работает.

Например, в Израиле, где «на четверть бывший наш народ», взносы по страхованию здоровья обязаны платить за очень небольшим исключением все граждане старше 18 лет. Как рассказала моя однокурсница Елена, перебравшаяся на землю обетованную уже много лет назад, тот, кто не работает, должен платить каждый месяц минимальный взнос для того, чтобы иметь право на получение медицинских услуг. Сегодня это 103 шекеля, примерно 27,5 доллара США.

— Медицинскую страховку оплачивают и те, кто выехал на заработки или по какой другой причине за пределы Израиля, — пояснила Елена.

При очень большом желании можно рассматривать такую выплату как «налог на тунеядство».

Однако есть принципиальная разница между сбором, которым в обязательном порядке в соответствии с президентским декретом №3 «О предупреждении социального иждивенчества» облагаются «дармоеды» Беларуси, и взносами по страхованию здоровья, которые платят граждане Израиля.

Дело в том, что неработающие израильтяне могут эти взносы и не платить. И ничего им за это не будет. Имущество описывать не будут и за границу выпустят. Но только в случае нежданной болезни придется оплачивать из своего кармана медицинскую помощь. А это могут быть очень большие суммы по израильским меркам и просто огромные — по белорусским.

Приходится выбирать, как в известной песне из «Иронии судьбы»: «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь».

В Германии за всех решает государство. Оно обязывает граждан, а также иностранцев, легально находящихся в стране, иметь медицинскую страховку. Она либо государственная, либо частная. Тот, кто может себе позволить частную страховку, чувствует себя более комфортно. «Частники» без очереди попадают к узкому специалисту, лежат в одноместных палатах и так далее.

Тем не менее, большинство жителей Германии, примерно 90 процентов, застрахованы в государственных компаниях. Отчисления на медицинское страхование составляют 14,6% от зарплаты. Из них 8% платит сам работник, остальное — работодатель. И руководитель фирмы, и уборщик помещений могут рассчитывать на один и тот же объем медицинских услуг, хотя размер отчислений у них был разный.

Если человек в Германии теряет работу или признан малоимущим, медстраховку за него платит государство. И эта страховка ничем не отличается от обычной.

Ну и подход к тем, кого у нас огульно называют дармоедами, там несколько иной. Пособие по безработице (от 60% до 85% последней зарплаты) получают целый год, а если человеку больше пятидесяти — полтора года. Однако даже если в течение этого срока работа по тем или иным причинам не находится, «тунеядцы» не остаются без финансовой помощи. Правда, она уже меньшего размера. Но зато выплачивается так долго, сколько вы ищете работу.

Новый «мерседес» на нее не купишь, но с голоду не помрешь и на улице не останешься. Мои дальние знакомые, переехавшие из Беларуси в Германию, достаточно долго жили на такую помощь.

— Мы получали на троих в месяц 600 евро на оплату квартиры, и еще по 380 евро каждому взрослому на еду и одежду,— объяснили мне. — На ребенка, не достигшего 18 лет, нам платили 280 евро.

По моим личным впечатлениям, цены в Германии на продукты пока еще несколько выше, чем в Беларуси, но не принципиально. Так что понять, почему полтора миллиона беженцев из Африки и Ближнего Востока, устремившиеся в ФРГ за последние два года, хотели попасть именно в эту страну, не сложно.

Соединенные Штаты Америки тоже весьма притягательный край для иммигрантов, хотя там обязательного медицинского страхования нет. По словам доктора исторических наук Ивана Варивончика, одного из немногих белорусских американистов, в США каждый отвечает за себя:

— Дело человека: иметь медицинскую страховку или нет. Никто не принуждает. Живи, как хочешь. Твои проблемы. Пособие по безработице выплачивается практически всем гражданам страны, которые за ним обращаются. Есть еще такой вид помощи неимущим, как foodstamps — талоны, которые можно потратить только на продукты питания. Это федеральная программа помощи жителям Соединенных Штатов Америки, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы.

Платит ли в США какие-либо налоги человек, оказавшийся безработным?

— Конечно, нет! — отвечает Варивончик. — Налоги в Америке платят с доходов. Если доходов нет, какие могут быть выплаты?

А ведь особенность декрета №3 в том, что объектом налогообложения становится иждивенец, человек, а не доход. Это нечто напоминающее подушную подать, которую более полутора веков, начиная с 1724 года, собирали в Российской империи с каждого мужчины податного сословия.

Если бы люди, которые разрабатывали декрет № 3, были более образованными, то знали бы, что подушную подать в России вынуждены были, в конце концов, отменить. А все потому, что царские власти столкнулись в итоге с очень большими сложностями при сборе такого налога и огромными недоимками.

Именно на эти грабли, похоже, наступили и в Республике Беларусь.

Павел Могилин

Читайте также:

Белорусам надо готовиться к страховой медицине

Борисов в «поясе бедности»: временно или…

«Джили»: телега пока впереди лошади

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023