Categories: Политика

Религия как фактор безопасности

В Украине готовятся отметить 1030-ю годовщину крещения Руси. В этом году событие может стать не просто юбилейным, но и историческим. В Киеве надеются, что Константинопольский патриархат подтвердит право соседней страны на создание собственной, самостоятельной поместной православной церкви.

В Украине, где регулярно посещают церковь больше половины населения, фактор церковной политики является частью общенациональной политической повестки дня уже почти 30 лет. А сейчас его важность возросла еще более в связи с войной. И независимость церкви стала вопросом национальной безопасности.

Признание самостоятельности украинского православия ставит под вопрос лидерство Москвы в православном мире. Россия больше не сможет претендовать на монополию на историческое наследие Киевской Руси, центральным элементом которого является факт принятия христианства восточного обряда в 988 году. Это выбивает ряд опор из-под современной российской пропаганды. То, что Киев был крещен во времена, когда Москвы еще и не существовало, — уже важный элемент украинского национального самосознания. В Украине все громче звучат голоса тех, кто стремится закрепить украинскую монополию на историческое наследие Киевской Руси, оставив России возможность вести свою историю от улуса Золотой Орды, который получил самостоятельность в 1480 году. В связи с чем о тысячелетии российской государственности не приходится вести и речи. И возникает вопрос: который «брат» тут старше? Вопрос важнейший уже для русского национального самосознания.

Как видим, церковная жизнь превратилась в поле битвы смыслов и идеологий двух стран.

Провозглашение независимой поместной украинской церкви означает, что у России резко снижаются возможности по использованию церковных организаций для сбора информации о ситуации в Украине. В Киеве бытует мнение, что российские спецслужбы активно используют клириков для сбора сведений различного характера и ведения скрытой и открытой пророссийской пропаганды. Что в условиях фактической войны не может не раздражать украинские власти. Кроме того, церковные организации выступают рычагом влияния на уровень общественной напряженности в Украине. Поэтому фактор независимой православной церкви в Киеве рассматривают как необходимый элемент укрепления украинской государственности.

Русская православная церковь, лишившись своих украинских «владений», теряет статус крупнейшей в православном мире по числу приходов. А помимо статуса, и ряд доходов, которые генерируются церковным имуществом в Украине. Взять ту же Киево-Печерскую лавру.

Признание права на независимость украинского православия от Москвы повлечет усиление тенденций на отделение от РПЦ и в других странах. В первую очередь — в Молдове, где русское православие борется с румынским. А это означает обострение и без того не радужных российско-румынских отношений при одновременном укреплении отношений между Украиной и Румынией.

Для Беларуси, где воцерковленными являются порядка 6% населения, вопрос организации религиозной иерархии первостепенным никогда не был. Статусу РПЦ в Беларуси ничто не угрожает. Причем — при любой власти, даже самой проевропейской и демократической. Хотя бы по той причине, что православная церковь у нас — это часть государственного аппарата. Причем далеко не самая влиятельная часть. Которая в последние годы еще более теряет свое значение, превращаясь в «часть части» — элемент идеологической вертикали государства. Меня, как человека сугубо светского, такое положение дел решительно устраивает. По крайней мере, Белорусский экзархат в сегодняшнем своем состоянии не станет инструментом опасной дестабилизации ситуации в стране. И еще большее укрепление контроля государства над православной церковью можно было бы приветствовать.

Но изобретательности российских спецслужб и политтехнологов стоит поучиться. На минувшей неделе я был на востоке Могилевской области в районах, граничащих с Россией. И с удивлением и интересом узнал, что там продвижением идей «русского мира» и антизападной пропагандой заняты некоторые протестантские конгрегации. Они получают из России литературу соответствующего содержания, где под миссионерской и религиозной формой скрыты те самые идеи, которые регулярно льются на головы телезрителей с экранов российских ток-шоу. Это тем более удивительно, что те же США являются родиной этих самых протестантских церквей, которые ныне активно подключились к изобличению бездуховности Запада и высокой духовности России.

В условиях гибридной войны с церковных амвонов могут дать «залп» похлеще «Авроры». В Украине это поняли и прочувствовали на собственном опыте. Белорусам же стоит анализировать опыт соседей и внимательно отслеживать то, что происходит в своей стране.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

IT-рота: пока вопросов больше, чем ответов

Саммит НАТО: милые бранятся — только тешатся

Парад прошел. Проблемы придут позже?

Минск ищет ключи от Кремля

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023