Categories: Лица

Христиане в стране «православного атеизма»

Честно говоря, не думал, что в Беларуси, христианской стране, могут возникнуть проблемы с христианским интернет-порталом. Тем не менее именно это и произошло. Почему?

На вопросы нашего корреспондента отвечает главный редактор христианского информационного портала Krynica.info Максим Гацак.

— Главная причина — в новейшей истории нашей страны, — говорит Максим. — С 1917 года у нас было 74 года страха. И сейчас он есть. В некотором роде христианские объединения — это негосударственные общественные объединения. Как и все НГО, они загнаны под веник различных ограничений. Любая активность граждан, которая не поддержана властью, у нас не приветствуется.

В стране царит «православный атеизм». Можно, конечно, креститься, но пытаться на христианских принципах изменить Беларусь власть не позволит.

— Тем более, что сейчас больше других крестятся те, кто закрывал когда-то церкви и костелы…

— Есть такое. А те, кто искренне во что-то верит, предпочитают не высовываться.

Для того чтобы разрушить этот стереотип, и создавался наш портал. Десятилетия религиозных притеснений не прошли бесследно. Массовых информационных источников не было. Существовали лишь отдельные издания, которые носили узкоконфессиональный характер. Мы же ставили целью создать портал, нужный всем. Не только христианам.

Долгое время среди наших блогеров был иудейский раввин. Безусловно, его восприятие белорусской реальности отличалось от большинства. Но оно тоже имеет право на существование.

Или другой пример. В нашей среде весьма специфическое отношение к свидетелям Иеговы. Но мы не закрывались и от них.

Брали комментарии и у мусульман…

Мы ставили для себя целью попытку решения общих для всех проблем. Общественных, политических, экономических.

— Судя по тому, что спустя пять лет вы работаете исключительно на волонтерских началах, вряд ли эту попытку можно назвать очень успешной…

— Конечно, всегда хочется чего-то большего. Прежде всего, поддержки самих граждан. Многие приветствовали нашу работу, хвалили, обращались за помощью, но этим все и ограничивалось.

Если честно, мы рассчитывали на большее.

Проблема, мне кажется, в недостаточной социальной ответственности. Многие наши церкви привыкли жить в своем уютном мирке, где они занимаются внутренними заботами. Даже если и проявляют какую-то активность, то она не выходит на широкое информационное поле. Они не понимают, зачем это нужно делать вообще.

Кроме этого, срабатывает фактор обычной человеческой лени, неверия в перемены, нежелания что-то менять в принципе.

Белорусское общество аморфно само по себе. К сожалению, у нас мало активных людей. Мало тех, кто способен что-то изменить. Верующие лишь отражают эту ситуацию. Добавляя факторы, свойственные их конфессиям. В том числе и замкнутости. Особенно протестантские церкви, которые преследовались больше других и не видели необходимости выходить из фактического подполья.

Да и других христиан все годы советской власти нещадно травили.

— А присутствует ли по отношению к вам элемент политики? Ведь среди активистов портала немало известных противников нынешней власти — Павел Северинец, Виталий Римашевский?

— Такие попытки были. Были и те, кто обвинял нас в приверженности интересам той или иной партии. Но это — единичные случаи.

Большинство понимало наше стремление создать консервативный портал, где пересекаются интересы сразу нескольких политических течений.

— Может, консерватизм уже не нужен?

— Безусловно, само по себе христианство бывает и не консервативным. Особенно в политических и экономических вопросах.

То, что мы против гомосексуализма, еще не говорит о каком-то особенном консерватизме. Мы открыты для людей с совершенно разными политическими взглядами. Например, публиковали исторические заметки о христианском коммунизме в Западной Беларуси, статьи Анатолия Сидоревича, который известен своими левыми взглядами, излагали совершенно центристские подходы.

Проблема в другом — в аморфности белорусского общества, в тотальном пофигизме.

— Если я правильно понял, ярлыки оппозиционности на вас не навешивают?

— Среди христиан таковых я не встречаю.

— Зачем все это надо лично вам? Зачем отдавать волонтерству годы своей жизни?

— Извините за пафос: хочется изменить Беларусь к лучшему, хочется, чтобы мы были толерантными не на словах, а в реальности. Чтобы христиане не прятались каждый в своем углу, а выходили и делали общее дело.

Александр Томкович

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023