Пекин нервничает не только от COVID-19

Cтраны «Большой семерки» не смогли согласовать итоговое заявление по эпидемии коронавируса из-за того, что США настаивали использовать в его названии слова «уханьский» или «китайский». И это как раз тот случай, когда слова имеют не только значение, но и цену. В сотни миллиардов долларов.

А теперь подробнее.

С начала эпидемии коронавируса получила распространение версия о том, что вспышка стала результатом нарушения техники безопасности в одной из двух микробиологических лабораторий (военной или гражданской) в той самой провинции Ухань. Публично доказательств этой версии пока не представлено. Но, насколько я вижу, она рассматривается в качестве рабочей в экспертном сообществе США. В конце концов, Москва тоже верила, что свидетелей применения российского ЗРК «Бук» против «Боинга» MH-17 на Донбассе нет. А их, как сообщают, нашли и предъявили в суде.

Китай активно поставляет за рубеж тесты для определения коронавируса. Неизвестно, только в качестве гуманитарной помощи или по коммерческим контрактам также. Проблема с этими тестами в их, мягко говоря, сомнительной достоверности: в Чехии неверные результаты были получены в 80% случаев применения. С аналогичными проблемами столкнулись и испанские медики. Как все медицинское оборудование и материалы, тесты проходят сертификацию компетентных властей КНР. Следовательно, китайское правительство подтверждает факт их доброкачественности. А теперь представим, что закупленные, а не полученные в качестве гуманитарной помощи китайские тесты дают неверный результат. В результате — люди умирают. Кто-то за это должен будет ответить?

Китай сегодня, как некогда Британия, по праву именуется фабрикой мира. Значительная часть медоборудования, материалов, химических компонентов лекарств производится в КНР. Эпидемия вызвала ажиотажный спрос на ряд товаров медицинского назначения. В итоге стоимость многих из них выросла. И далеко не по причине жадности торговых посредников. Отдельные производители тоже резко, некоторые в 10 раз, подняли цены на свою продукцию. Очевидно, что имеет место попытка использовать состояние чрезвычайной ситуации с целью получения необоснованной материальной выгоды. Сейчас в силу ситуации властям пораженных пандемией стран просто некогда на это реагировать — необходимо нарастить свои возможности любой ценой. Но избиратели уже возмущены такой наживой на крови. И злость людей будет нарастать. А значит, политикам придется реагировать.

Ну и главное: на уровне высших американских чиновников звучат обвинения КНР в недобросовестном и безответственном поведении в ходе эпидемии китайского коронавируса. Такие заявления в предвыборный год (а в США в ноябре будут выбирать президента) можно считать программными.

Так, китайским властям выдвинуты претензии по поводу несвоевременного реагирования на сообщения местных медиков об эпидемии неизвестного вирусного заболевания в Ухане. Разместившие поначалу информацию об этом СМИ Гонконга потом под давлением властей вынуждены были ее удалить со своих сайтов. Китайская сторона затягивала передачу генетического материала вируса и другой информации международным структурам для предупреждения об опасности. Китайцы так и не допустили для работы на месте иностранных специалистов, которые могли бы получить больший объем информации о вирусе в более сжатые сроки. Пекин не предпринял своевременных мер карантинного характера с целью сдержать распространение заболевания, которое в итоге быстро вышло за пределы КНР.

Результатом вспышки китайского коронавируса уже стали смерти тысяч людей, закрытие границ для передвижения людей, гигантские убытки ряда секторов экономики и реальная угроза глобального экономического кризиса, для преодоления которого понадобятся триллионы долларов.

Возвращаясь к несостоявшемуся заявлению «Большой семерки»: Европа не прошла пик эпидемии и нуждается в сотрудничестве с КНР. А поэтому не склонна к резким движениям. Пока. Но Америка — страна сутяг и сумасшедших адвокатов. Которые поднаторели в миллиардных исках к корпорациям, доказывая их недобросовестное или опасное поведение. Что может быть более недобросовестным, чем мародерство во время пандемии, выразившееся в завышении цен на критически важную продукцию? И более опасным, чем поставка некачественных изделий, от которых зависит жизнь людей? На фоне того, что китайская экономика уже испытывает серьезные проблемы, перспектива массовой подачи миллиардных исков в западные суды против китайского бизнеса заставляет официальный Пекин нервничать ничуть не меньше, чем собственно от этого треклятого вируса.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Похоронный звон по Союзному государству?

Коронавирус: смотрим на Европу и учимся

Коронавирус и запас прочности

Минобороны: у Беларуси «ноль проблем с соседями»

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023