Categories: Политика

Валерий Карбалевич: Война – это не продолжение политики другими средствами, это конец политики

Беларусь – единственный пособник агрессора. Ее территория используется для нападения на Украину. Беларусь вместе с Россией противопоставила себя практически всему миру. Это клеймо, которое невозможно смыть.

Русский народ не опомнится, пока не станет на край своей могилы.

Николай Бердяев

Исторические обиды как повод для войны

Когда предполагаемая война не началась 16 февраля, российские и белорусские государственные СМИ много высмеивали это. Дескать, достоверна ли теперь вся информация от США, можно ли доверять американской разведке, президенту Байдену и пр.

В свою очередь, Владимир Путин, Сергей Лавров, другие российские официальные лица много месяцев твердо заверяли, что Россия не собирается нападать на Украину.

События 24 февраля расставили все по своим местам. Россия начала войну против Украины.

Весь ужас и кошмар этой агрессии зловеще знаменателен не только самим актом нападения на соседнее государство, но и его философским обоснованием, которое сделал Владимир Путин в своем выступлении по поводу признания независимости «ДНР» и «ЛНР».

До сих пор Москва оправдывала все действия по эскалации конфликта с Западом и Украиной агрессивным поведением, планами и намерениями НАТО, США и Евросоюза. Дескать, плохие западные страны не любят Россию, совершают всякие подкопы, хотят ее уничтожить, захватить и т. д. Эти мотивы прозвучали и в последнем выступлении Путина, но как-то на периферии внимания.

А главный пафос выступления Путина состоял в другом. Он заключается в историческом непризнании Россией распада Советского Союза. Путин сетует, что многие исторические русские земли оказались на территории постсоветских государств. И считает это большой несправедливостью. Президент России утверждает, что пора восстановить справедливость, вернуть русские земли на историческую родину.

Таким образом, Москва утверждает, что не признает результаты распада СССР и границ, зафиксированных в 1991 году. И заявляет о своем историческом, моральном, а значит, и политическом праве пересмотреть то, что неоднократно называлось «геополитической катастрофой». Именно концептуальный ревизионизм Путина разрушает всю архитектуру международной безопасности. Не говоря уже о пространстве бывшего СССР.

Эти рассуждения показывают всю степень угрозы мировой цивилизации.

Беларусь – плацдарм для нападения

Лукашенко неоднократно заявлял, что с нашей территории никогда не будет военной угрозы Украине, что Беларусь не будет участвовать в войне, если на нее не нападут. Выступая на торжественном собрании, посвященном Дню защитника Отечества 22 февраля, он сказал: «Запомните: власть и я, как президент, буду делать все для того, чтобы Беларусь была мирным островком на этой обезумевшей планете».

Словно в виде издевательства в проект новой Конституции был добавлен пункт: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

Военное нападение на Украину с территории Беларуси перечёркивает все эти благие пожелания. Пусть даже белорусские Вооруженные силы в этом и не принимают участия.

Лукашенко заявил: «Та оставшаяся часть группировки Российской Федерации — я это честно и откровенно говорю — которая была на южных границах нашей Беларуси, естественно Генеральным штабом России, скорее всего — я ж это только из СМИ знаю — задействована в этой операции».

То есть российские генералы не только не спрашивают разрешения у Лукашенко на использование белорусской территории в войне, но даже не информируют его об этом. Приходится получать информацию из СМИ. Таким образом, Беларусь стала проходным двором для российских войск.

Кстати, согласно определению ООН, данному в 1974 году, предоставление другой стране территории для агрессии против третьей страны также является агрессией.

Напряженность, но не война

До сих пор, до начала войны России против Украины, официальный Минск занимал более радикальную и агрессивную позицию по отношению к Западу на уровне риторики. Слово «мерзавцы» из уст Лукашенко в адрес политиков соседних стран звучало как дежурный эпитет. Путин и его окружение не позволяли себе такого, с нескрываемым цинизмом называя оппонентов «нашими западными партнерами». Лукашенко проговаривал то, что российский лидер почему-то не хотел говорить, в каком-то смысле выступая в роли пресс-секретаря президента России.

Более того, официальный Минск не только говорил, но и делал очень многое для создания проблем западным соседям: посадка самолета с Протасевичем в минском аэропорту, миграционный кризис и др. Лукашенко также инициировал новые белорусско-российские военные учения на территории Беларуси. Во всяком случае, так он утверждал.

Такая политическая линия позволяла Лукашенко демонстрировать лояльность Путину в обмен на различные дивиденды. А также отомстить Западу.

Однако его интересовало только нагнетание напряженности, существование чрезвычайного положения, создание модели осажденной крепости, на которую никто не нападает. Вряд ли он хотел настоящей войны. Ведь это огромное потрясение для народа, государства с непредсказуемыми последствиями.

Война невыгодна Лукашенко

Поэтому полномасштабная война между Россией и Украиной, особенно с использованием территории Беларуси, создает для Лукашенко большое количество проблем.

  1. Во-первых, война, особенно с Украиной, очень непопулярна в Беларуси. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения. Более того, она непопулярна среди сторонников Лукашенко.
  2. Агрессия России против Украины – это угроза независимости Беларуси в долгосрочной перспективе. Ибо, как было сказано выше, Путин не признает результаты распада Советского Союза. Российские политики не скрывают, что существование белорусской государственности – это какое-то недоразумение. Лукашенко уже 27 лет повторяет, что мы с русскими – один народ, Россия – наш старший брат и так далее. И теперь вся эта политика «братской интеграции» может дать неожиданные результаты. Путин вдруг скажет: если мы один народ, то зачем вам отдельное государство?
  3. Как бы ни избегал Лукашенко участия белорусской армии в этой войне, для мирового сообщества остается фактом, что Беларусь – единственный пособник агрессора. Ее территория используется для нападения на Украину. Беларусь вместе с Россией противопоставила себя практически всему миру. Это клеймо, которое невозможно смыть. Причем оно хуже, чем клеймо диктатора.
  4. Присутствие российских войск на территории Беларуси (численность которых увеличивается) означает потерю Лукашенко контроля над страной, которую он почти три десятилетия считал своей частной собственностью. Это утрата военного суверенитета. Российские генералы распоряжаются белорусской территорией как хотят. Что очень неудобно для любого лидера. Не случайно президент Казахстана Касы́м-Жома́рт Токаев поспешил с выводом войск ОДКБ из своей страны.
  5. Война очень упрощает все отношения, делает ситуацию черно-белой, без оттенков. Для Лукашенко это означает резкое сужение поля для маневра в отношениях с Кремлем. Возможности увернуться, балансировать, капризничать сильно уменьшаются. Например, придется принимать неприятное решение о признании «ДНР» и «ЛНР». И тут проблема не только в негативной реакции мирового сообщества. Скоро встанет вопрос о вхождении «ДНР» и «ЛНР» в «Союзное государство Беларуси и России». И тут же, возможно, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье захотят присоединиться к этому союзу. «Союзное государство» из структуры, предоставляющей лукашенковской Беларуси эксклюзивные возможности для получения российских экономических дотаций, станет союзом российских марионеток. Статус Беларуси резко упадет до уровня этих непризнанных мелких полугосударственных образований. Образ полной марионетки Путина (и как раз в то время, когда последний проявляет явную неадекватность в поведении) – это, очевидно, не тот финал политической биографии Лукашенко, о котором он мечтал.
  6. Конфликт с Украиной не на уровне риторики, а реальный – невыгоден официальному Минску с любой точки зрения. Возьмем только экономический аспект. Положительное сальдо торгового баланса Беларуси с Украиной составляет 4,5 миллиарда долларов. Если эта торговля прекратится, потери Беларуси будут больше, чем от западных санкций.
  7. США и Великобритания ввели новые экономические санкции против Беларуси как раз за участие в агрессии против Украины. Судя по всему, ЕС собирается сделать то же самое. Кроме того, санкции против России отчасти бьют и по Беларуси.
  8. Война резко обострила проблемы белорусской экономики. Курс рубля полетел вниз. Нехватка валюты в банках, обменниках, банкоматах, возникающие очереди около них могут стать предвестником более серьезных проблем и даже неконтролируемых процессов.

Именно поэтому Лукашенко пытается уйти от каких-то объяснений, делает вид, что ничего не происходит, события на юге белорусов не касаются. Однако в век информации это невозможно.

26 февраля 2022 г.

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023