Бюджет познается в сравнении

Много ли Беларусь тратит на силовиков?

Среди демократической части наших сограждан распространено мнение, что Беларусь тратит слишком много на содержание силовых ведомств. В этом усматривается проявление недемократичности режима, который якобы держится на штыках (или милицейских дубинках).

Опустим вопросы природы существующего в Беларуси политического режима, посмотрим на то, сколько тратят на безопасность наши бывшие соседи по СССР. Так как размер стран и их экономик разный, то сравнивать в абсолютных показателях особого смысла нет. Поэтому остановимся на доле ВВП, которую другие постсоветские страны направляют на обеспечение внутренней и внешней безопасности.

О России можно говорить приблизительно, так как значительная часть расходов федерального бюджета засекречена. Ну, и есть еще Чечня, которая де-факто имеет самостоятельную систему безопасности с непонятным объемом финансирования. Но в целом можно утверждать, что вопросы внутренней и внешней безопасности поглощают минимум 8% ВВП.

С Украиной более понятно. На армию, правоохранительную систему и спецслужбы правительство обязалось тратить не менее 5% ВВП. И этого показателя пока придерживается.

Конечно, Украина и Россия имеют свою специфику. Страны противостоят практически в открытую друг с другом. А Россия еще ведет войну в Сирии, «ихтамнет» периодически мелькают в странах Африки.

Молдова — страна мирная, по конституции нейтральная. Молдавская армия, при всем уважении, — величина номинальная. Хотя бы потому, что военные расходы Молдовы предельно невелики —  порядка 0,38% от ВВП. Но есть еще вопросы внутренней безопасности. А вот на них уже выделяется 2,5%. Это очень интересное распределение ресурсов: Молдова имеет замороженный приднестровский конфликт, но при этом руководство страны предполагает, что основные угрозы носят не военный характер.

Грузия во времена правления Михаила Саакашвили была просто иконой для нашей демократической общественности. В том числе и из-за проведения реформы полиции, которая практически была создана заново. Как, кстати, и армия. Но все имеет свою цену. При Саакашвили военные расходы достигали 9% ВВП, а расходы на МВД — еще порядка 3% ВВП. Это было связано с масштабными программами технического переоснащения силовых ведомств, создания инфраструктуры для них. После смены власти военные расходы Грузии сократились, и сейчас составляют порядка 1,8% ВВП. На содержание МВД выделяется около 1,3%. А еще есть спецслужбы, бюджеты которых частично засекречены, есть тюремное министерство. Совокупно они получают порядка 0,6% ВВП. Итого Грузия выделяет на обеспечение сектора нацбезопасности порядка 3,7% ВВП. И эта цифра в будущем скорее всего возрастет: страна стремится вступить в НАТО, для чего потребуется довести только военные расходы до 2% ВВП.

Страны Балтии последовательно наращивают расходы на оборону согласно принятым в рамках НАТО обязательствам выделять на эти цели не менее 2% ВВП. Эстония в этом году выделила 2,1%. Еще порядка 1,7% ВВП составили расходы на органы внутренней безопасности (полиция, спасатели, пограничники, контрразведка). Латвия тратит на финансирование сектора национальной безопасности и обороны свыше 3% ВВП, Литва — порядка 3,3%.

Хочу отметить, что в приведенных выше данных речь идет об открытой информации. Но расходы на силовые ведомства могут быть «зашиты» в другие статьи бюджетных расходов. Например, научно-технические программы в интересах национальной безопасности, получателями и распорядителями ресурсов по которым являются не силовые ведомства.

Итак, наши невоюющие соседи по постсоветскому пространству выделяют на вопросы безопасности от 2,9% ВВП — в Молдове до 3,8% — в Эстонии. При этом язык не поворачивается назвать их милитаризированными, а политические режимы в них — недемократичными.

Ну, а что же Беларусь, «последняя диктатура Европы»? По идее, силовики, как опора режима, должны просто купаться в бюджетных деньгах. Но Беларусь — страна чудес и парадоксов. Данных за этот год у нас пока нет. Поэтому посмотрим год 2017-й. Национальная оборона, МВД, пограничники, МЧС и органы госбезопасности получили чуть меньше 2,5 млрд рублей. ВВП страны составил 105 млрд рублей. Таким образом, сектор национальной безопасности и обороны Беларуси получил немногим больше 2,3% ВВП. Интересная картина выходит: у нас и диктатура, и враги внешние и внутренние табунами ходят, и порох надо держать сухим, а резиновые дубинки расчехленными, но тратим мы на вопросы безопасности меньше всех в Восточной Европе.

Такая вот сравнительная арифметика получается.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Керченский кризис: о причинах и возможных последствиях

Нам нужна эффективная региональная политика

Ослабляет ли гражданский контроль силовые ведомства?

Александр Лукашенко снова полюбил США

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023