Categories: Политика

Политический маркетинг: между обольщением и запугиванием

Этап стабильности по кладбищенскому образцу в Беларуси завершен.

Так называемое Союзное государства возникло не на пустом месте. Недаром мнение населения о единстве белорусов, русских и украинцев на протяжении почти четверти века фиксировал Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Последний раз более чем двукратное превосходство сторонников «единого народа» над противниками было зафиксировано в марте 2016 г. (табл. 1).

Таблица 1. Белорусы, русские и украинцы — это разные народы или три ветви одного народа?

Вариант ответа %
Три ветви одного народа 66
Разные народы 29
ЗО/НО 5

 «В психотерапии, — поясняет российский политик и по совместительству профессиональный психолог Леонид Гозман, — есть понятие успешной идентичности. Это когда я знаю, что я хороший парень, что все, чего хочу, могу, и т.д. Так вот, я — советский человек — это была успешная идентичность. Советский человек — это было хорошо…»

Гибель советской империи оставила каждый народ один на один с проблемой идентичности. Но за три десятилетия ни одному из осколков великой общности строителей коммунизма так и не удалось приблизиться к ее окончательному решению. Как и в истории с плохим танцором, постоянно что-то мешало: то понос, то золотуха, то цветные революции. Между тем цветные революции, если не увлекаться конспирологическими теориями, являются законнорожденными чадами борьбы за идентичность.

Авторитарные политические режимы, сформировавшиеся на постсоветском пространстве, опираются на носителей советской идентичности, т.е. на людей преимущественно пожилых и малообразованных.

Немного социологии от НИСЭПИ. В июне 2016 г. белорусское государство считали своим 70% белорусов с начальным образованием и только 22% с высшим. Аналогичным образом уровень образования разводил респондентов при ответе на вопрос «Как Вы считаете, то, что в руках А. Лукашенко сосредоточена сейчас практически вся власть в стране, идет на благо Беларуси или не дает стране ничего хорошего?»

В государстве для народа пирамида ценностей оказалась перевернутой, и образование перестало играть роль социального лифта. Скорее, наоборот, сегодня оно способствует маргинализации. Беларусь — страна непуганых криминально-мафиозных структур, чиновников и людей со связями, что и подтвердил Институт социологии НАН РБ в 2013 г. (табл. 2).

Таблица 2. Кто сегодня преуспевает в белорусском обществе?

Вариант ответа %
Криминально-мафиозные структуры 74
Тот, кто занимает высокуюдолжность, находится у власти 61
Человек со связями 45
Предприимчивый, деловой 30
Высококвалифицированный,талантливый 7
Трудолюбивый 5

«Вопрос не во мне»

Массовые протесты, за которыми с изумлением наблюдает мир, — попытка образованных горожан «людьми зваться». Стихотворение Янки Купалы «А хто там ідзе?» было впервые опубликовано в 1908 г. За столетие белорусское общество перешло из аграрного состояния в индустриальное (1975), а на излете брежневского застоя — в постиндустриальное.

Формальным критерием первого перехода следует считать превышение численности городского населения над сельским, второго — превышение доли занятых в сфере услуг над долей занятых в промышленности. В 2019 г. соответствующие показатели составили 23,7% и 61,2%.

А теперь обратимся к структуре ВВП по видам экономической деятельности. В 2019 г. вклад обрабатывающей промышленности в главный экономический показатель составил 21,3%, в то время как сферы услуг — 48,8%.

При такой статистике нет ничего удивительного в том, что в протестном движении рабочий класс оказался на вторых ролях. Свою роль в истории он отыграл во второй половине XIX века и первой половине века XX. Маркс может спать спокойно.

Что в такой реальности остается делать главному архитектору белорусской модели? Не являясь специалистом в области маркетинга, он, тем не менее, активно использует две базовые маркетинговые стратегии — обольщение и запугивание.

Статистика обольщения в условиях эпидемии коронавируса впечатляет. Реальные располагаемые денежные доходы белорусов за январь-сентябрь прибавили 5,2%, а реальная заработная плата — 8%. На фоне падения доходов россиян с июля по сентябрь на 5% такое достижение выглядит вызывающе, если вспомнить кто у кого постоянно выпрашивает кредиты.

С запугиванием не все так однозначно. С учетом деления общества на социально чуждых и социально близких у власти для каждой части общества выработан свой арсенал средств: для первых — дубинки, административные аресты, штрафы, увольнения; для вторых — вербальные страшилки. Над их созданием в поте лица трудятся «золотые перья» государственных СМИ, главные же образцы, естественно, создает он сам.

За примером далеко ходить не требуется. Открываю пресс-релиз от 20 октября: «Вопрос не во мне. Вопрос в вас: что будет с вами без меня. Может быть, я уж слишком свою роль тут переоцениваю, но я всегда смотрю вот на ветеранов вчерашних (митинг с участием ветеранов силовых структур — Прим.), на вас. Вам жить в этой стране. А что будет? Вы что думаете, они нас/вас пожалеют, вот вчерашние, вы видели их? Они пожалеют? Да порвут на куски».

У каждого свой шаг новизны

Что будет без него? Одни спят и видят, когда же этот счастливый день наступит. Ради его приближения они готовы рисковать своим здоровьем, получать сроки и штрафы. Что может быть прекрасней, чем Беларусь без него? Вот тогда заживем!..

Перед нами типичный пример основного заблуждения массового сознания, ожидающего от первого лица (начальника) разрешения всех проблем. Когда же конкретное лицо надежд не оправдывает, то возникает спрос на новенького.

Обратимся к нашей южной соседке. Весной прошлого года Владимира Зеленского поддерживало более 70% граждан, в сентябре текущего — 22% (по данным Киевского международного института социологии). Это близко к минимуму его несменяемого коллеги за четверть века работы НИСЭПИ (20,5% в июне 2011 г.).

Но, как и положено в расколотом обществе, то что у одних служит поводом для надежды, у других вызывает тревогу. При этом недовольными текущей ситуацией могут быть все. Все дело в том, что у каждого белоруса свой шаг новизны, определяющий величину допустимых новшеств. Его превышение выводит человека из комфортного состояния.

Тем не менее, сам факт противодействия частей расколотого общества есть признак жизни. Следовательно, этап стабильности по кладбищенскому образцу в Беларуси завершен.

Сергей Николюк

Читайте также:

Найти работу профсоюзам

Не тот народ?

Мошенники от социологии

От родительских подзатыльников к профессиональным ударам дубинками

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023