TOP

«ФАРМАГЕДДОН» НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА

Количество аптек в Беларуси откровенно радует глаз. Счастливые, относительно здоровые люди часто заходят туда, как в дорогие торговые центры и магазины, как говорят в Одессе, «на посмотреть». Те из нас, кому лекарства необходимы как хлеб и воздух, заняты вечным поиском пилюль и микстур дешевых и эффективных.

В собственных бюджетах расходы на лекарственные препараты постоянно увеличиваются, подтверждая аксиому: здоровье не купишь…

Что делать, если «таблеточное» здоровье — лишнее?

Что бы ни говорилось о дефиците эффективных лекарств и их высокой цене, каждый месяц жители Беларуси выбрасывают до 1,1 — 1,8 миллиона использованных упаковок из-под лекарств и упаковок с просроченными лекарствами — такую цифру озвучило государственное агентство БелТА.

В управлении фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава считают проблему утилизации просроченных лекарств преувеличенной. По мнению специалистов, существующая в нашей стране система утилизации просроченных лекарств достаточно эффективна, а более остро стоит проблема самолечения антибиотиками, чем, например, проблема загрязнения ими окружающей среды.

Экологи придерживаются иной точки зрения. Эксперт учреждения «Центр экологических решений» Анатолий Молочко уверен, что проблема утилизации в Беларуси становится все более актуальной. По его словам, около миллиона жителей Беларуси регулярно сталкиваются с необходимостью избавиться от упаковок с просроченными лекарствами, а в период эпидемий гриппа эта цифра возрастает на 200 процентов.

Эксперт предложил устанавливать в крупных аптеках закрытые контейнеры для сбора просроченных медикаментов (по аналогии с контейнерами для сбора использованных аккумуляторов в магазинах). По его мнению, также целесообразно организовать по одному приемному пункту лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в областных центрах Беларуси и часть расходов по утилизации возложить на производителей лекарств.

В Минздраве скептически отнеслись к таким инициативам, отметив, что сбор просроченных лекарств не является профильной деятельностью аптек. Гражданам рекомендуют не запасаться лекарствами впрок, чтобы свести количество «отходов» к минимуму. Совет правильный, но лекарства дорожают с космической скоростью, а финансы у большинства белорусов уже давно «поют романсы» на все лады.

Российские производители лекарств «задушат» белорусских

С середины прошлого года ведутся разговоры о том, чтобы в рамках Таможенного союза признать взаимную регистрацию лекарств. Белорусские фармацевты все это время находятся в панике: доля лекарств, выпускаемых на территории республики, ничтожно мала, составляет всего 20 процентов от общего количества продаваемых медикаментов. И только 10 процентов от всех производимых лекарств были разработаны непосредственно учеными Беларуси, причем в большинстве своем они — просто дженерики, то есть более дешевые варианты иностранных средств, у которых вышел срок патентной защиты.

Даже после начала работы госпрограммы импортозамещения ситуация не стала кардинально другой — в рамках этой программы, рассчитанной на 2010—2014 годы, планировалось освоить выпуск всего 36 фармсубстанций, 110 лекарственных средств, 20 фитопрепаратов и биокорректоров.

После введения общей регистрации белорусские производители и поставщики потеряют свой доход, задавленные лекарственной продукцией стран—соседок по ТС — России и Казахстана. Рынок медикаментов в Беларуси полностью изменится и для потребителя: ведь сейчас в республике разрешено продавать всего 6000 наименований лекарств, в то время как в России количество допущенных к продаже препаратов — 20000. Непонятно, как решится вопрос с ценами: ведь, например, в России лекарства стоят гораздо дороже, чем такие же в Беларуси.

Сейчас уже ясно, что до прихода на белорусский рынок российских и казахских лекарств осталось всего ничего. В течение 2012 года будет завершена доработка нормативно-правовых и технических актов в сфере регулирования производства и разработки лекарственных средств. После разработки всех документов и подписания соответствующего соглашения будет обеспечено взаимопризнание регистрации лекарственных средств: будь оно зарегистрировано в России, в Казахстане или Беларуси.

Белорусским производителям от новых законов и возможности более свободного выхода на новые рынки выгоды никакой в связи с малым размером производства — медикаменты из республики занимают всего 0,37 процента от общего количества экспортных лекарств на фармацевтическом рынке России. Потребители попадут в двойственную ситуацию. С одной стороны, выбор лекарств станет намного больше и отпадет необходимость ездить за недостающими наименованиями в ту же Россию. С другой — еще сильнее увеличатся цены, которые и так выросли с прошлого года минимум на 50 процентов в валютном измерении.

Существует и еще одна проблема. В Беларуси налажен очень жесткий контроль за обращением лекарственных средств, направленный на выявление некачественной и фальсифицированной продукции. У «союзников» эта сфера регулируется гораздо слабее. Процедура проверки качества каждой произведенной в стране и поступающей из-за рубежа серии лекарств, принятая в Беларуси, в России вообще отсутствует. В Казахстане лекарственное средство до поступления в реализацию проверяется в лабораториях. Однако этим вопросом занимается не Минздрав, а Таможенный комитет этой страны. Вопрос организации проверки качества в рамках Таможенного союза очень проблематичен.

В руководстве страны теплится мечта о приходе в Беларусь «жирных» фармацевтических инвесторов, для которых созданы крайне привлекательные (по крайней мере, на бумаге) льготные условия. По закону, инвестор освобождается от платы за право заключения договора аренды земли, уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию РБ оборудования и запасных частей. Но даже при таких условиях иностранные фармацевтические гиганты, в том числе и российские, совсем не торопятся открывать локальные производства в Беларуси: уж очень нестабильна республика в смысле политики и экономики.

Какую таблетку проглотить?

Медики и фармацевты уверены, что при выборе лекарств белорусы руководствуются стереотипами и силой убеждения. Однако надо отметить, что для нынешнего состояния наших кошельков выгодны «свои» препараты. Тем более что и на высоком уровне говорят о надлежащем качестве белорусской фарминдустрии.

— Дженерики белорусского производства эквивалентны зарубежным оригинальным лекарственным средствам, поскольку при их разработке отечественные производители обязаны доказать их биоэквивалентность оригинальному препарату. Как правило, появление дженериков снижает цены и на оригинальные препараты,— утверждают специалисты управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Минздрава.— К примеру, всем известная «Но-Шпа» имеет ряд других торговых названий: «Биошпа», «ВероДротаверин», «Спазмол», «Спазмонет». Лекарственное средство «Энараприл» также в изобилии представлено такими дженериками, как «Ренитек», «Эндит», «Энам», «Эпан» и другими. Чтобы помочь сориентироваться в мире лекарств-заменителей, РУП «Белмедпрепараты» составило для белорусских потребителей так называемую желтую карточку, в которой напротив названия лекарства нашего производства напечатан его импортный аналог.

— Важным критерием для многих остается цена, а возросшая в несколько раз в связи с ростом курса доллара стоимость импортных лекарств не всем приемлема,— утверждает фармацевт Ирина Зуенок.— Так, за 20 таблеток белорусского «Амброксола» нужно заплатить 6750 рублей. Его аналоги — импортные «Флавомед», «Халиксол», «Лазолван» стоят в разы дороже. Что же касается состава этих лекарств, сравним по аннотациям: в основе всех перечисленных дженериков — активное вещество амброксола гидрохлорид. Разницу можно наблюдать лишь во вспомогательных компонентах. Белорусские таблетки «Амброксол» от компании «Лекфарм» содержат целлюлозу, крахмал, магний, аэросил и лактозу. В составе же греческого «Лазолвана» находим те же лактозу, крахмал, магний и плюс ко всему кремний. Отличие незначительное, а разница в цене — существенная.

А как насчет эффективности?

Мнения специалистов по поводу белорусских и импортных препаратов различаются в корне. К примеру, если речь идет о тех, которые нормализуют пищеварение. Что купить, зарубежный или наш «Панкреатин»? Эффективнее и быстрее подействуют импортные таблетки. По химическому составу наши дженерики от оригиналов не отличаются, но другой вопрос — пределы содержания веществ. Активное вещество панкреатин содержит пищеварительные ферменты — амилазу, липазу и протеазу, которые облегчают переваривание углеводов, жиров и белков. Так, в зарубежном препарате содержание липазы — 1000 ЕД, а в белорусском — всего лишь 25 ЕД, что в 40 раз меньше. Разумеется, это скажется и на эффективности.

Если сравнивать, к примеру, препараты, которые снижают общий уровень холестерина в крови, то предпочтение снова будет на стороне импортного лекарства. У белорусского дженерика достаточно побочных эффектов. Любой может в этом удостовериться, прочитав аннотацию. Импортный аналог, сделанный в Румынии, надежнее.

Возможно, это предрассудки — раз не белорусское, то явно эффективное. Однако фармацевты приводят такие аргументы, как степень очистки, вспомогательные вещества, используемая субстанция. Необходимо еще учитывать тот факт, что не все белорусские фармацевтические заводы соответствуют требованиям производственной практики GMP.

Почему выписывают польский «Трихопол», который дороже в 6 раз, вместо отечественного «Метронизодола»? Потому что аллергенность отечественного препарата на порядок выше импортного.

Разные суждения по поводу наших лекарств бытуют и у практикующих врачей. Довелось узнать мнение участкового эндокринолога по поводу белорусского инсулина. По наблюдениям доктора, на него чаще бывает аллергия, чем на импортный. Но заведующая эндокринологическим отделением одной из столичных клиник считает, что наши лекарства ничуть не хуже зарубежных, и тот же отечественный инсулин — препарат надежный.

Справедливости ради надо сказать, что эффективность лекарства любого производителя будет зависеть во многом от индивидуальных особенностей организма. Одному больному после принятия белорусских пилюль — хоть в космос, а другому и импортные не принесут желаемого результата.

Не стоит забывать, что и сила убеждения творит чудеса. А белорусов легко убедить в чем угодно. Разве не так?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.