TOP

МОЛЧАЛИВЫЕ ХРАНИТЕЛИ ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ

Для многих европейцев Беларусь в настоящее время предстает в образе «последнего оплота социализма», а между тем в период средневековья у нее был совсем другой, более возвышенный имидж — «страны замков». 

Именно замковые и иные оборонительные сооружения встречались на белорусских землях почти через каждые 20—30 км пути. Современные туристы, особенно из соседних государств, наслышаны о роскоши и величии недавно отреставрированных Мирского и Несвижского замков и охотно наносят туда визиты. Но помимо двух этих популярных достопримечательностей, в стране сохранилось немало иных, не менее интересных и поистине легендарных архитектурных шедевров прошлого.

Дворцово-замковая культура, основные традиции которой перенимались с Запада, на белорусских землях получила особое развитие в период существования Великого княжества Литовского. Основная часть такого рода достопримечательностей сохранилась на территории бывшей Западной Беларуси, в Гродненской и Брестской областях.

Ныне областной центр, а ранее важный оборонительный, культурный и торговый пункт так называемой Черной Руси, город Гродно возник из небольшой крепости на территории расселения славянского племени дреговичей. Эта крепость, первоначально имевшая вид земляных укреплений с частоколом и специальными срубами, постепенно перестраивалась и превратилась в мощный замок, который сегодня называют Старым.

Гродно облюбовал в качестве своей резиденции доблестный воин, полководец венгерского происхождения, имя которого заставляло трепетать даже Ивана Грозного. Это Иштван Батори, он же Стефан Баторий. Ему, князю Трансильвании, великому князю литовскому и королю тогдашней Речи Посполитой, настолько приглянулся город, что он не упускал повода задержаться тут вновь и вновь. Поговаривают, что была и другая причина для таких визитов — в Гродно Стефан Баторий, с одной стороны, укрывался от взора поднадоевшей и бывшей старше его на десять лет супруги Анны, с другой — находил усладу в объятиях своей новой пассии — дочки лесничего, родившей ему сына.

Именно в Гродно монарх встретил не только любовь, но и внезапную смерть, точная причина которой до сих пор остается загадкой. Удивительно, что в своем завещании Стефан Баторий пожелал быть похороненным именно в городе над Неманом. Однако судьба распорядилась иначе: его останки были перенесены в польский город Краков, где на знаменитом Вавельском холме покоятся короли Речи Посполитой.

В период трагической войны 1654—1667 годов гродненский замок был полностью разрушен беспощадными войсками Московского княжества. По распоряжению городского старосты замок восстановили, но в начале XVIII века, во время Северной войны, его стены вновь подверглись испытаниям.

В середине XVIII века по проекту архитектора из Саксонии напротив Старого гродненского замка вырос Новый, теперь уже дворец, ставший летней королевской резиденцией польских королей и великих князей литовских.

Самым значительным историческим событием, происшедшим во дворце, стал последний сейм Речи Посполитой в 1793 году, на котором был утвержден очередной раздел этого государства между Россией и Пруссией. После присоединения Гродно к Российской империи новые власти устроили во дворце госпиталь, казармы и даже офицерский клуб, а Старый замок поневоле начал нести лишь вспомогательную функцию.

Направимся на северо-восток от Гродно, чтобы изучить следующий важный форпост на территории Великого княжества Литовского. Он был заложен в городе Лида в 1323 году по приказу князя Гедимина.

Строительство замка продолжалось в течение пяти лет с использованием новейших по тому времени достижений фортификационной техники. На южной стене замка до наших дней сохранились древние бойницы.

За века своего существования Лида и ее замок не раз отбивали приступы врагов. В частности, зимой 1394 года на город напали крестоносцы. В походе приняли участие английские рыцари во главе с графом Бэдфордом, а также французский отряд. Однако захватчики остались ни с чем: жители сами сожгли свои дома и, закрывшись в замке, мужественно отразили все вражеские штурмы.

В конце XIV века по соседству с замком в юрте проживал изгнанный из Золотой Орды хан Тохтамыш — потомок легендарного Чингисхана, скрывавшийся на белорусской земле от грозного Тамерлана. А с 1434 по 1443 год замок стал прибежищем для еще одного изгнанника — Довлет-Хаджи Гирея, который с помощью Великого княжества Литовского смог стать ханом перекопских татар.

Попытки реставрации замковых стен предпринимались в Лиде не единожды. Последняя реконструкция замка, проведенная уже в текущем столетии, вызвала множество критических откликов как в среде специалистов, так и от лица простых горожан.

Тем не менее замок был и остается главной достопримечательностью города, а любители исторической реконструкции регулярно оживляют дух средневековья при организации рыцарских турниров и тематических театрализованных представлений на фоне могущественных многовековых стен.

Всего же в рамках действующей государственной программы «Замки Беларуси» задекларировано восстановление 38 замков, дворцов и замчищ по всей республике. Что из широкого спектра задуманного удастся реализовать — покажет время.

Ирина ШУМСКАЯ, «Историческая правда»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.