TOP

Променад интеллигента

Выдалось прохладное воскресенье. Чем заняться? Поеду-ка я культурно отдохну… Эти записки подобраны просто на улице. Там много чего любопытного можно найти...

Выхожу на «Октябрьской». Первым делом утыкаюсь в киоск и вижу диск под названием «Библия. 10 серий». Очень удобно, читать не надо, посмотрел все 10 серий и можно уже назвать себя верующим. Избавиться от сомнений и неуверенности. Без всяких там гадалок…

Вообще-то направляюсь я в Национальный художественный музей. Лет пять точно не был, обедняю свое существование. При подходе к музею встречаю замечательную семейку. Впереди идет папа. У папы огромный живот, чем-то он напоминает молодую гориллу-вожака. На майке у него изображена огромная, во все пузо, обезьянья морда. Папа как бы напоминает себе и всем остальным, от кого он произошел?

Огромная дверь музея распахнута. Но очереди не видать. Когда зашел внутрь, посмотрел цены, сразу все понял. 50, 71, 150 тысяч за билет. Какой удар по самолюбию… В кармане у меня было всего 25 тысяч. Поняв, что мимо музея я пролетел, как фанера над Парижем, стал изучать виды экскурсий и цены за них. Хорошо, что я не фотограф и не собираюсь снимать модель в антураже музея. А то пришлось бы выложить 440 тысяч. Рядом со мной некий мужчина примерно моих лет тоже изучал цены. Долго изучал. В результате попросил кассира:

— Дайте билет за 50 тысяч. Это на все выставки?

— Да, на все.

Я немножко ему позавидовал. И уселся на скамейку: размышлять.

Но мне все же удалось посмотреть одну выставку, причем, задаром. Выставка называлась «Партрэты ўладароў і магнатаў Вялікага княства Літоўскага». Как раз над гардеробом висит видеоэкран. Там я портреты и посмотрел. Это что же, предусмотрено для бедных деньгами, но богатых духом? То есть для интеллигентов типа меня? Да, прав был Зощенко: жизнь устроена проще, обидней и не для интеллигента. Тогда для кого? Тут можно долго и нудно рассуждать, все равно в музей я не попал — это факт. А те, у кого денег много, в музей все равно не пойдут…

Выхожу на крыльцо, раздумываю надо всем этим и вижу сценку на противоположной стороне улицы Ленина. Подъезжает милицейский «луноход». Выходят трое худеньких милиционеров, выводят пьяненького мужичка, ведут в подъезд старого дома. Это что же, как раз напротив Национального художественного музея находится отделение милиции с «обезьянником»? Иду проверять.

Действительно, в глубине подъезда виднеется знакомая вывеска «Отделение милиции». Что интересно, висит на доме и мемориальная доска, какой-то земельный деятель по фамилии Мацепуро жил тут тогда-то и тогда-то. Захожу в соседний двор, улица Ленина,15, построен в 1947 году, чуть ли не историческая ценность. В глубине двора двухэтажный домик, постройки начала ХХ века. Как он уцелел?

Ну, ладно, потерпев фиаско со своим культурным развитием на углу Ленина и Маркса, ухожу…

* * *

От художественного музея до Дворца искусств одна остановка на метро. Поехал. О Дворце искусств у меня сохранились хорошие воспоминания. Такой большой дворец, там можно организовать сразу несколько выставок. Там выставлялся мой друг Саша Костюченко, теперь он руководит гомельскими художниками.

Ну и что я там нашел? «Огромный выбор меда и пчелопродуктов от пчеловодов Беларуси, России и Башкирии». Очень хорошо. Мед — очень полезный продукт, но при чем тут искусство? Сразу скажу, что ни одной выставки я там не нашел. Зато меда было — завались.

В художественном музее было вполне прохладно, во Дворце искусств — духота. Никогда я здесь не видел столько народу. Какие-то они все были непохожие на любителей искусств. Вы можете представить в такой роли потную тетку 56 размера с охотничьими глазами? И я не могу. Она рыщет в надежде что-то урвать подешевле. И все. Я ее понимаю. Не понимаю, почему она со своей охотничьей хваткой оказалась во Дворце искусств? Ей бы на Комаровку.

В зале меня поразил один веселый мужчина. У него стояло много четырехугольных банок с медом. Правда, там были написаны странные слова: почки, сердце, печень, костная система и т.д. Спрашиваю:

— А почем почки?

— Ай, дорогой, это не почки, это мед от болезней почек! А что, побаливают? Вот, рекомендую, тебе продам подешевле!

— Спасибо. Не надо.

Одним словом, почувствовал себя здесь лишним. Люди пришли за медом, они хотят меда и еще чего-нибудь. А если б тут была какая-нибудь выставка, они бы не пришли. Зачем им это? Картину не съешь, и почки от нее здоровей не станут. Пустое дело. Нет, я никакого чувства не испытывал, ни злого, ни злорадного. Я все понимал. Поэтому ушел на второй этаж.

Там была еще одна распродажа: товары с Востока. Что имеется в виду под словом «Восток»? Индия, Пакистан и прочее. Походил, посмотрел и убедился в том, что не все товары с Востока. Да Бог с ним: кто-то продает, кто-то покупает, все правильно. Но все же индо-пакистанцы там были. Сам видел, как трое чисто по-восточному обнялись и обсуждали свои торговые дела. Но все-таки белорусов тут было больше. В общем, ничего интересного, обычная торговля. Во Дворце искусств.

* * *

Облегченно вздохнув, выхожу и иду в костел Св. Роха. Там нет никого, а костел закрыт. Только мужчина переводит своей женщине то, что написано на латинице у входа. Костел построен в 1390 году, сгорел, восстановлен в 1864-м. Обхожу вокруг костела, смотрю на надгробия, потом возвращаюсь к Дворцу искусств. С боковой стороны там можно тихо посидеть, подальше от толпы.

Сажусь и первым делом вижу кафе. Красиво, столики под тентом, за которыми никого нет — непогода. Да и все стоят за медом и товарами с Востока. Тут мимо меня проходит молодой мужчина, с мамой, наверное. Под мышкой он тащит связку подушек, три штуки. С мамой они оживленно обсуждают удачную покупку. И я очень конкретно понимаю, что я здесь действительно лишний…

Сергей ШЕВЦОВ

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.