TOP

Почему мы проигрываем борьбу с пьянством

Заведующий наркологическим отделением РНПЦ психического здоровья Владимир Иванов рассказал о причинах проблемы и о том, как ее решить.

В стране на протяжении почти двух десятилетий самыми разными способами борются с пьянством. Этому посвящены целые разделы в президентской директиве №1. В Беларуси сокращали объемы выпуска и продаж дешевых плодово-ягодных вин, усложнили рекламу пива, запретив использование в ней образа человека. Ввели всевозможные дни трезвости и запрет на продажу спиртного в дни школьных выпускных. Список можно продолжать, но неутешительные данные ВОЗ лучше всего говорят о реальном эффекте от всех этих мер.

— Чтобы понять, почему программы не действуют, их нужно внимательно изучить. На самом деле ни одна из них не ставит перед собой задачу решить проблему. Они декларативны и не задумывались как работающие. Есть в них некоторые точечные действия, как, например, сокращение объема производства плодово-ягодных вин, но в целом они неэффективны. Весь мир знает, как бороться с пьянством, кто этого действительно хотел, тот уже сделал, — говорит нарколог Владимир Иванов. — Для по-настоящему эффективной борьбы с пьянством необходимо задействовать два фактора: значительно повысить цену на спиртное, вплоть до того, чтобы оно было многим не по карману. Также необходимо снизить привлекательность выпуска алкоголя для производителей через повышение цены акцизов и усложнение лицензирования.

Если проанализировать соотношение цены на алкоголь и на основные продовольственные продукты за последние 15 лет, то можно увидеть, что алкоголь никогда не был так чудовищно дешев. В последние годы как-то пытались выравнять это соотношение, повышая акцизы на спиртное.

Второй фактор — доступность. В Беларуси количество магазинов, предлагающих спиртное, на душу населения выше, чем в России, в несколько раз. А в сравнении со Скандинавскими странами — в сотни. Необходимо сокращать количество точек продаж, время их работы.

Кроме этих основных факторов, нарколог выделяет возрастной ценз: «Это демагогия, когда противники повышения возрастного ценза говорят: мол, почему в 18 можно автомат в руки брать, а спиртное только с 21 года. Простите, автомат солдата научат держать в руках, рядом будет стоять командир. А кто научит употреблять спиртное?»

Нарколог убежден, что тревожное лидерство белорусов в употреблении спиртного искусственное и не вызвано какими-то особенностями национального характера. Он приводит два примера — пивной алкоголизм и игровая зависимость.

— Ничего подобного раньше не было. В советские времена игроманов было очень мало, это был узкий круг. Как и не был пивной алкоголизм широким явлением. Теперь у меня в отделении каждый третий — пивной алкоголик. Нельзя же сказать, что белорусы — нация игроков, — говорит нарколог.

Все это появилось с переходом к капиталистическим отношениям, убежден Владимир Иванов. Появились игровые залы, развился пивной рынок. Капиталист зарабатывает на всем, что приносит прибыль. В том числе и на пороках.

Дословно

«Мы и раньше знали, что белорусы предпочитают крепкие напитки: более 47% потребленного алкоголя приходится на водку и разные настойки, коньяк. Теперь это подтвердили и эксперты ВОЗ. Соответственно, 17% белорусского пьянства приходится на пиво и всего 5% — на виноградное вино. Остальное — это более 31% — составляют самые разрушительные напитки: дешевые плодово-ягодные вина», — говорит старший врач Минского областного наркологического диспансера Алла Живаева.

Кирилл ИВАНОВ, gazetaby.com

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.