TOP

В Германии низкая смертность. Почему?

Германия — на пятом месте по числу зараженных коронавирусом. Больше случаев сейчас только у мировых антилидеров в борьбе с пандемией — США, Испании, Италии и Франции. Умерли более 2 тысяч человек. Как Германии удается сохранять жизнь больным COVID-19?

Создали тест, когда в стране еще не было коронавируса

О первых жертвах коронавируса в Германии стало известно 9 марта. В Хайнсберге скончался 78-летний мужчина, в Эссене умерла 89-летняя женщина. Оба города находятся в земле Северный Рейн-Вестфалия, где к тому моменту было 484 случая заражения новым коронавирусом. Всего в стране диагноз тогда подтвердили у 1112 человек.

За полтора месяца до этого, 27 января, в Баварии анализ выявил коронавирус у 33-летнего мужчины, сотрудника компании Webasto, занимающейся поставками автомобильных запчастей. Пациент до этого контактировал с коллегой из Шанхая, которую незадолго до этого навещали родители, живущие в Ухане, — городе, ставшем очагом распространения COVID-19. Так был зафиксирован первый в мире случай передачи вируса вне Китая между людьми, не являющимися родственниками. И так вирус впервые был диагностирован в Германии.

На следующий день, 28 января, еще у троих сотрудников компании Webasto был обнаружен коронавирус. Еще через два двое мужчин из других баварских городов, работавших на эту компанию, а также жена одного из них получили положительный результат теста. К 11 февраля заболели еще несколько сотрудников компании, а также некоторые члены их семей.

А еще раньше — в самом начале 2020 года, когда вирус еще не вышел за пределы Китая, — немецкие специалисты начали работать над созданием теста, определяющего наличие нового коронавируса в организме человека. Уже в середине января институт вирусологии при берлинской больнице Шарите создал первый тест. Командой ученых руководил директор института Кристиан Дростен, который в 2003 году занимался разработкой анализа для определения SARS. Теперь он самое авторитетное лицо страны по вопросам пандемии.

В отличие от многих коллег, он проявлял пессимизм в оценке рисков распространения коронавируса, предсказывая, что до 70% населения Германии все-таки будет инфицировано. С другой стороны, Дростен позитивно относится к принимаемым руководством страны мерам.

Дростен, который по вопросам коронавируса консультирует и канцлера Ангелу Меркель, считает, что Германии помогло то, что с самого начала врачи развернули мощную диагностику пациентов. «Историей успеха» он называет контроль и предотвращение дальнейшего распространения заболевания рядом с Мюнхеном, где и были выявлены самые первые случаи.

50 тысяч тестов в день

Каждый день в Германии делают около 50 тысяч тестов на коронавирус. Страна считается лидером в Европе по этому показателю. И это называют основной причиной, объясняющей низкий уровень смертности.

Кроме того, Германия проводит тесты, определяющие наличие у человека антител к коронавирусу. Проверка показывает, знаком ли организм с этим конкретным вирусом или еще нет. По результатам теста врачи могут определить не только наличие (или отсутствие) иммунного ответа, но и его силу, а значит, понять, насколько давно произошло заражение. В то же время положительный тест не означает, что человек полностью здоров и безопасен для окружающих, так как все еще может являться распространителем вируса.

В Британии, например, до сих пор проводятся только 12 тысяч тестов ежедневно: хотя правительство и говорит о необходимости увеличить тестируемость до 100 тысяч в сутки, даже приблизиться к этой цифре на данный момент не удалось.

Немецкие ученые же предупреждают правительство: чтобы успешно бороться с вирусом, нужно делать еще больше тестов. Сейчас Германия способна проводить 500 тысяч тестов в неделю, но для закрепления успеха и остановки распространения необходимо тестировать миллион человек, считают ученые. То есть проводить 200 тысяч тестов в день — при этом все остальные страны и так воспринимают Германию как пример для подражания в этом вопросе.

Раньше выявляют заболевания

Средний возраст умерших составляет 82 года, сообщает Институт Роберта Коха.

Молодые люди по-прежнему редко нуждаются в экстренных мерах. Если такое и происходит, то чаще всего у них есть одно или больше хронических заболеваний — например, астма, саркоидоз, гормональные нарушения или аутоиммунные проблемы, замечает врач Алексей Лядов. В таком случае коронавирус выступает как триггер.

Отвечая на вопрос, как он объясняет текущие успехи Германии в борьбе с пандемией, Лядов говорит: «Во-первых, у нас уже был опыт других стран: мы вовремя приняли меры, например, еще до вспышки в клиниках уже были организованы отделения для таких пациентов. Во-вторых, в Германии почти все пациенты застрахованы и всегда могут обратиться к семейному врачу в кратчайшие сроки. В Италии, как я знаю от пациентов, до семейного врача так просто не достучаться».

Медсестра Анна Аринова из города Нордерштедт добавляет: «Немцы очень дисциплинированные. Они выполняют все, что им предписано. Сказали мыть руки — они их моют по 400 раз на день. Сказали дезинфицировать — будут дезинфицировать». Действительно, в Германии не самые строгие во времена коронавируса меры: здесь, как и во многих других странах, нельзя собираться компаниям больше двух людей, не работают школы и рестораны, отдельные земли вводят и более жесткие запреты, но в целом по стране людям не запрещают выходить из дома на прогулку или на работу.

Врачи без масок

В Германии, как и в других странах, в которых зафиксировано большое число случаев заражения, кое-где сохраняются проблемы с нехваткой средств индивидуальной защиты для врачей.

Алексей Лядов рассказывает, что недавно получил 11 защитных комплектов — маски, очки и защитный костюм. «Раньше и того не было. Но непонятно, на какой это срок. Организация врачей распределяет эти средства защиты, знаю, что у них в приоритете семейные врачи, к которым люди в первую очередь обращаются, инфекционисты, пульмонологи и, конечно, клиники, где большой поток тяжелых пациентов».

Масок не хватает, соглашается Юлия, работница одной из клиник в регионе Северный Рейн-Вестфалия (она не относится к медицинскому персоналу): «Маски у нас зеленые, хирургические. Но когда мы заходим к пациентам на карантине, надеваем тяжелые маски, в которых очень тяжело дышать. Побыли в комнате, сделали свое дело, — маску выбросили вместе с перчатками, в коридоре снова надели свою зеленую. Их не хватает, поэтому мы меняем их: по окончании смены вывешиваем проветривать».

Кристина, медсестра из Цюриха, говорит, что в клинике, где она работает, тесты проводятся часто. «Нам, медработникам, делали анализы, и мы сами периодически их себе делаем — до сих пор никто не заразился».

И хотя врачи высказывают недовольство, Германия продолжает оставаться лидером в Европе по многим показателям. Научный журнал Intensive Care Medicine подсчитал, что в Германии наибольшее в Европе число реанимационных коек: 29,2 на 100 тысяч населения. В то время как в Италии их 12,5. Помимо этого в Германии около 25 тысяч аппаратов ИВЛ. В Британии их 8175, а в Италии — пять тысяч. Германия заказала еще десять тысяч аппаратов ИВЛ, которые обещают произвести в ближайшее время.

«Это правда, что Германия — по крайней мере, на данный момент, — сохраняет более низкий уровень смертности, чем другие страны. Мы не знаем точных причин этого, — сказала Би-би-си Мариеке Деген из Института Роберта Коха. — У этого может быть много причин, например, одна из которых — это затронутые возрастные группы. Пожилые люди не сильно пострадали от вируса в Германии, болезнь распространялась среди молодых людей, вернувшихся с катания на лыжах. Кроме того, мы знаем, что проходит значительное время, прежде чем люди, у которых состояние серьезное, умирают. И тут мы только в начале пути».

Несмотря на оптимистичные статистические данные, врачи Германии признают, что пик заболеваемости в стране, вероятно, еще не настал. Поэтому больницы продолжают готовиться: например, отменяют плановые операции, если возможно, и ждут кризиса к концу апреля.

BBC News Русская служба

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.