Кто стоит за событиями в Казахстане? Америка либо Китай? Это версии. А в реальности – поднялся казахский народ. За себя…
Вокруг массовых протестов и революций всегда много кривотолков. Каждая заинтересованная сторона, особенно если речь о политиках, трактует происходящее в выгодной ей оптике. И в этом смысле любопытен взгляд на события со стороны, с незаангажированным собеседником. Предлагаем разговор с Артемом Ларионовым, бывшим военнослужащим и бывшим гражданином Республики Казахстан.
– Есть ли связь – прямая либо опосредованная – сегодняшних событий в Казахстане с произошедшим там в 2011 году?
– Десяток лет назад, в также все началось с митинга: местные рабочие-нефтяники были недовольны условиями труда и заработными платами. Но когда они пришли на площадь в мирной форме выразить свое несогласие с экономической политикой, в город оперативно ввели внутренние войска и полицию. Силовики открыли огонь по демонстрантам, были погибшие и раненые… Выступление жестко подавили, организаторов выявили и сурово наказали.
И вот 2022-й.
Безусловно, очень много похожего с тем временем. Происходящее сегодня в Казахстане копилось долгими годами, поднятие цен на газ – лишь последняя капля в чаше терпения народа. Ему осточертела коррупция, то, что государственные институты работают в основном на показуху, что растут цены буквально на все, причем рост этот очень часто ну просто необъясним! А зарплата при всем том не успевает подыматься…
– Есть ли здесь влияние соседних государств? Например, некоторые » эксперты» говорят, что революцию заказали американцы (а кто же еще?!), чтобы забрать Байконур…
– Безусловно, гипотетически кто-то мог воспользоваться ситуацией или даже инспирировать эти событиями в своих корыстных целях, ведь, как говорится, нет дыма без огня…
Американцы? С учетом репутации мирового жандарма и роли США в регионе – возможно.
Но точно так могут быть причастны и те же китайцы: у Пекина свои цели и амбиции, Китай заинтересован в расширении своего влияния в Средней Азии, особенно в Казахстане.
Но это все – версии, не более того, по крайнее мере – на сегодня.
А вот что до факта, который несомнен уже сегодня, то он в очевидном: это казахский народ вышел бороться за свои права. Вот в чем принципиально важном нет никаких сомнений!
– Вы разделяете точку зрения, что протесты явно направлены против Назарбаева и его окружения, но практически не касаются нынешнего президента Казахстана?
– Что до первой части вопроса, то да: эти люди перестали пользоваться авторитетом, считается, сам Назарбаев из реальной власти не ушел – он имеет контроль над своим якобы преемником Касымом-Жомартом Токаевым, сохраняя устаревшую структуру руководства государством.
– Как будут развиваться события, каковыми видятся перспективы?
– Ситуация может пойти по пути самого негативного сценария, вплоть до гражданской войны.
Начнем с того, что Казахстан – многонациональное государство.
На севере проживает очень много русских и русскоязычных.
На юге в основном казахоговорящие, там более агрессивно настроения молодежь.
На западе, где все и началось, обосновались самые неспокойные и воинственные срели казахов – адайцы… Адаи всегда считались боевым и непокорным народом, только в период с 1916 г. по 2006 годы они устроили четыре восстания.
Так вот, Россия в состоянии повторить украинский сценарий под предлогом защиты русскоязычных на севере республики: из-за нестабильной ситуации введет туда войска. Также Москва способна выделить контингент для охраны Байконура, ведь для нее это очень важный стратегический объект.
США в свою очередь могут поддерживать антироссийские силы в Казахстане, чтобы отрезать от России космодром и тем самым нанести ей огромные убытки.
Но больше всего стоит опасаться Китая – он давно имеет огромное экономическое влияние на экономику и промышленность Казахстана. К тому же земли республики для Пекина ну никак не лишние.
– Как ты относишься к вводу войск ОДКБ в Казахстан?
– Это говорит о том, что ситуация вышла из-под полного контроля: изначально люди собирались на мирные митинги ради изменений в своей стране, они выступали за смену руководства и систему правления, добивались снижения цен и повышения уровня жизни…
Но из-за стечения ряда всевозможных обстоятельств все это переросло в откровенные вспышки беззакония и мародерства… Огнестрельное оружие попало в руки радикалов, что поставило под угрозу жизнь и безопасность мирных граждан.
Токаев не в состоянии сам навести порядок в стране. А Россия в итоге отправит своих солдат под флагом ОДКБ и поддержит старый режим правления, с которым у нее прочные связи и который является более пророссийским.
– Ну а гипотетически: в случае победы революции внешнеполитический курс Казахстана изменился бы? В какую сторону?
– В случае выигрыша, думаю, в стране было бы (или будет) более демократическое правительство, следовательно, курс государства переориентируется на сближение с Турцией и тюркскими странами, параллельно с отходом от российского влияния.
– А стоит ли надеяться на внутренние реформы?
– Безусловно, так как старые себя уже давно изжили. Я думаю, при потенциальном демправительстве все начнется с демократизации страны, полного перехода во всех областях и сферах на государственный казахский язык, а за этим – серьезный социально-экономический пакет. Если его не принять, то остальное, начатое прежде, провалится.