TOP

Парадоксы безработицы, или Куда деваются «лишние люди»

Государство не объясняет, как так получаетеся: в прошлом году официально насчитали чуть ли не 400 тысяч не занятых в экономике, а безработных – только 0,1%? Тоже официальная цифра.

Изображение: Depositphotos

В Беларуси на конец ноября 2021 года состояли на учете безработных всего 6,2 тыс. человек. Госорганы по труду, занятости и социальной защите оценивали уровень такой безработицы лишь в 0,1%.

Безработица по критериям МОТ в Беларуси за ноябрь 2021 года составила 188,9 тысяч человек – в 30 раз выше, чем по административному учету. Уровень безработицы относительно всей рабочей силы составил 3,8%, сообщает Белстат.

Одновременно за 2021 год наниматели в крупных и средних организациях уволили 739,3 тысяч человек, а приняли на работу только 666,8 тысяч – на чистой основе кадровый отток с флагманских предприятий достиг 72,5 тысяч человек.

Почему официальная безработица держится на уровне статистической погрешности? Куда и почему уходят «лишние люди»?

Почему беларусы не идут на биржу труда?

Причины, по которым беларусы «не спешат», мягко говоря, на биржу труда, назвала юрист Беларусского конгресса демократических профсоюзов Елена Еськова:

– Минтруда обнародует так называемую «официальную безработицу»: именно столько человек стали на учет в центрах загнятости. Как известно, в Беларуси, несмотря на угрозу оказаться в списках «незанятых в экономике» с повышенными тарифами на коммунальные услуги (для собственников жилья), люди не стремятся и не заинтересованы становиться на учет в центрах занятости.

– Почему?

– А потому что пособие по безработице по-прежнему составляет 12 долларов – хватает, как говорят, только на проезд до центров занятости. На безработнобязанность самостоятельно заниматься поисками работы, об этом докладывать… За любое нарушение установленного порядка снижается пособие, принуждают участвовать в общественных работах. Если раньше при поиске трудоустройства предлагалось, чтобы зарплата была не менее 30% от уровня зарплаты на предыдущем месте работы, то сейчас меньше. Условия для людей, которые стоят на учете в центрах занятости, совершенно не адекватны ни международным требованиям, ни Конституции – это никак не помощь для людей, которые утратили источник существования.

Вместе с тем, Минтруда также подсчитывает количество безработных по методике Международной организации труда – это совершенно другой подход. Из-за него в прошлом году говорилось, что у нас порядка 5-6% безработных

Но на самом деле безработных гораздо больше: люди ищут другие способы зарабатывать на жизнь, ищут другие источники существования. Огромное количество высококвалифицированных специалистов уехало из страны из-за преследования властями. Это совершенно неадекватная картина рынка труда. Тем более, когда «по спискам неблагонадежных» массово увольняют людей: кто когда-то в чем-то участвовал, «экстремистские» каналы и все прочее. Нам сообщают, что на предприятиях, независимо от квалификации, специалистов массово увольняют, поэтому наблюдается серьезная нехватка ИТР и рабочих различных профессий. Ситуация на рынке труда отражает экономическую, социальную и политическую ситуацию в Беларуси.

К тому же государство никак не объяснило парадокс. В прошлом году власти насчитали чуть ли не 400 тысяч не занятых в экономике, а безработных – только 0,1%. Нестыковочка: незанятых много, а безработных мало.

«Неблагонадежных массово увольняют, дискриминация при приеме на работе усиливается»

– Только за 2021 год наниматели в крупных и средних организациях уволили 739,3 тыс. человек. Где теперь эти люди? Можно ли составить символический список тропинок, по которым уходят «лишние»?

– Чтобы оперировать данными, нужно иметь полную информацию, которой у нас нет.

Я в общем-то уже сказала, что многие уволенные уезжают в европейские страны, в Украину, в Грузии масса беларусов; многие изыскивают другие возможности заработать как-то на жизнь.

Кадровый потенциал очень сильно снижается, в том числе и качество рабочей силы в разных отраслях. Следует подчеркнуть, что и прием на работу (в прошлом октябре внесены изменения в Трудовой кодекс) серьезно осложнен: если человек работал в государственной организации или учреждении, где часть собственности принадлежит государству – а это все крупнейшие предприятия страны: Беларуськалий, МАЗ, БелАЗ: – обязательны характеристики с предыдущего места работы. А если человек претендует хоть на какую-то руководящую должность, то отправляется запрос и в органы внутренних дел. Прямо в характеристике прописываются «антигосударственные проявления» на рабочем месте, отношение к профсоюзам – независимым и провластным.

Такие характеристики, которые стали уже обязанностью нанимателя, – основание для отказа в приеме на работу. Так что мы сейчас наблюдаем усиление дискриминации при приеме на работу.

И они хотят, чтобы не был дефицита кадров? В условиях, когда высококвалифицированных увольняют, неблагонадежных (по спискам силовых структур) принуждают к увольнению и усложнен прием на работу?

Налицо перспектива, просто угрожающая для экономики.

Размахивать тем, что безработица всего 0,1% и полно рабочих мест на фоне массовых увольнений, – нелепо.

Геннадий Федынич: Уровень безработицы минимум 15%

Лидер Беларусского независимого профсоюза РЭП Геннадий Федынич оценивает масштабы реальной безработицы минимум в 15% от трудоспособного населения:

– Цифры, которые называет Министерство труда, имеют под собой почву: столько людей зарегистрировалось на бирже труда. Остальные не хотят заниматься этим: пособия фактически нет – это такие копейки, что просто слезы, тогда зачем ходить на биржу и постоянно отмечаться там? Поэтому устраиваются кто как может: кто-то уезжает, кто-то находит работу самостоятельно. Кто-то работает в гаражах, зарабатывая себе на жизнь. На приведенные цифры и больно, и смешно смотреть. Если бы сегодня государство платило нормальное пособие по безработице, если бы существовала система переобучения новым профессиям с нормальной зарплатой – тогда люди шли бы на биржу труда, как это делается во всем мире. У нас, к сожалению, такого нет, и при этой власти вряд ли будет. Поэтому последние годы сложилась такая тенденция: количество тех, кто стоит на бирже труда, и тех, кто уволен, отличается вовсе не в разы, а – в сотни раз.

По прикидкам Геннадия Федынича, реальный уровень безработицы составляет минимум 15% от трудоспособного населения страны.

– Остальные либо уезжают за границу в поисках работы, либо работают без трудовых книжек, не рассчитывая на помощь государства, – подчеркнул профсоюзный лидер.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.