TOP

От гегемонов до олигархов, от попсы до классики: кто сейчас в России «за» и «против» войны в Украине

После трех недель боевых действий Владимир Путин пообещал довести начатое до конца. Он твердит о народном подъеме, но одновременно осуждает горстку «отщепенцев», полон уверенности в правоте своей политики. Как реагирует на эти слова российское общество?

Изображение: Depositphotos

Если глянуть соцсети, то они полны фотографий в поддержку «специальной военной операции» с буквами Z, в патриотических акциях задействованы даже воспитанники детских садов.

Так что в словах российского президента сегодня больше правды, нежели штампованной пропаганды. Кстати, это подтверждают и цифры.

Что думает страна в целом? Она в патриотическом порыве

Ряд социологических опросов как государственных, так и независимых структур подтверждает с незначительной разбежкой в итоговых выводах вывод: большинство россиян идут за своим президентом.

Так,  ВЦИОМ утверждал, что 71% россиян «поддерживают решение провести специальную военную операцию России на Украине», «каждый пятый скорее не поддерживает» — 21%, затруднились ответить 8% опрошенных. При этом 70% (!) граждан полагают, что для российских войск военная операция проходит успешно.

Похожие результаты и у Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), основным заказчиком исследований которого выступает администрация президента России. По его данным, решение о проведении военной операции в Украине считают правильным 65% россиян, неправильным – 17%, затрудняются с ответом — 18%.

«Хотят ли русские войны?» Этим вопросом задался основанный российским оппозиционным активистом Алексеем Миняйло проект с одноименным названием dorussianswantwar.com. Результаты опроса, полученные независимыми социологами и дата-аналитиками, оказались для противников вторжения в Украину тоже неутешительными – за войну высказался 51% опрошенных, против – 27%.

Очевидный вывод, полученный в ходе опроса: большинство тех, кто одобряет войну, верят государственным СМИ (73%), а среди тех, кто не одобряет – наоборот (85%).

Доля выступающих против вторжения в Украину заметно выше среди молодежи, особенно до 30 лет – в эту категорию входят люди призывного возраста и недавно отслужившие.

В отличие от телефонного соцопроса, изучение социальных сетей показало несколько другую картину.

Доля публикаций в поддержку войны в российском сегменте составляет около 52%, против войны высказываются около 30% пользователей. Вне зависимости от одобрения или неодобрения войны, более 30% россиян выражают сочувствие украинцам. Эта эмоция встречается в публикациях чаще всех остальных, говорится в исследовании.

Вот одна из оценок ситуации.

«Когда люди начнут чувствовать на себе экономический эффект [санкций], то тут могут появиться разные мнения, – говорила Би-би-си политолог Екатерина Шульман. – Кто-то разозлится на Запад, который нам так вредит. Кто-то задастся вопросом, что же это за такая наша политика, которая привела страну к такому безнадежному и драматическому положению».

«Объединение в ситуации страха, объединение вокруг чего-то, что кажется центром силы, – это естественная реакция, но она обычно краткосрочная», – считает Шульман.

Что происходит в высшей политической элите? Тотальное единство

Никто из действующих членов правительства и сотрудников Кремля публично не высказывал сомнений по поводу вторжения.

Бывший главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сказал в интервью зарубежным СМИ, что уже после начала войны в Украине беседовал с людьми, входящими в высшее руководство России, и «поражался их ярости и убеждённости», отметив, что каждый из них «довольно чётко и жестко» поддерживает решение президента Владимира Путина начать военную операцию.

По мнению Венедиктова, в окружении Путина на исходе первого военного месяца по-прежнему считают российские действия против Украины успешными. Главным мотивом происходящего в стенах Кремля он считает стремление «возродить имперское государство».

«Я думаю, что у людей, которые стоят на втором этаже и отвечают уже за последствия этой операции – прежде всего, экономические последствия, конечно – поджилки трясутся и коленки дрожат, потому что они понимают последствия и последствия в своей зоне будут минимизировать каким-то образом.

Но если говорить о высшем руководстве, о Совете безопасности, я думаю, что они и друг друга убедили, и сами себя убедили. Там нет этого заложничества. Там, скорее, есть азарт: «Мы сейчас сделаем то, что никто никогда не делал». Поэтому я бы ставку на это не делал.

Мое впечатление другое: на этом треке, на треке «возрождения великой страны» (я это все беру в кавычки), возрождения империи (не Советского Союза, а именно империи, панславянской, панрусской империи) они едины, с легкими нюансами… Я не вижу в этих людях (может быть, я слепой) Хрущева, не вижу Горбачева, хотя, скорее всего, он среди них – будущий Хрущев, будущий Горбачев.

Сейчас эйфория у них, как и у большей части населения, на подъеме. Это может нравиться или не нравиться, мне это не нравится, но это на подъеме. И поэтому это в долгую. Реформатор выйдет из среды, может быть, Совета безопасности для того, чтобы начать реконструировать, но это будет, когда «первое лицо» покинет сей мир. Пока «первое лицо» определяет политику, пока Владимир Путин живой и здоровый, они будут его поддерживать, сплачиваться вокруг него, а не грызть его, на мой взгляд.

Олигархи предпочитают осторожность в высказываниях. Есть что терять?

Миллиардер Фридман еще до попадания под санкции в письме сотрудникам своей инвестиционной компании LetterOne, которое цитировала Financial Times, заявлял, что «этот кризис будет стоить жизней и нанесет урон двум нациям, которые были братьями сотни лет».

А далее, совсем недавно, в интервью Блумбергу он сказал следующее:

«Дистанция между господином Путиным и кем-либо еще подобна дистанции между Землей и космосом, – пояснил он. – Сказать Путину что-то против войны, за кого-то, было бы равносильно самоубийству».

Фридман считает, что ЕС и Британия промахнулись, вводя санкции против российских миллиардеров, поскольку у них нет никакого влияния на руководство страны.

«Я в плену. Не знаю, как жить дальше», – пожаловался бизнесмен, который, по его словам, оказавшись под санкциями, даже не может заплатить за уборку в своем доме (он оговорился при этом, что его проблемы «не идут ни в какое сравнение с проблемами украинцев»).

Кто еще из миллиардеров высказался? Почти никто.

Но Олег Дерипаска, например, 3 марта писал в своем телеграм-канале: «Мир очень важен! Затягивать переговоры – безумие! Украина уже давно ядерная держава, на ее территории кроме законсервированной Чернобыльской АЭС еще 15 атомных энергоблоков и три хранилища отработанного ядерного топлива. Для непонятливых – любой инцидент на этих объектах наши потомки на территории европейской России, Украины и Европы будут вспоминать нам всем! Еще лет 200 с проклятиями».

14 марта Дерипаска неожиданно дал в телеграм-канал ссылку на видео из YouTube-канала сторонников Алексея Навального (обсуждалась версия о «репрессиях» против генералов ФСБ в связи с развитием событий в Украине), а в четверг написал в своем посте слово «мир».

Большой резонанс вызвало интервью Дворковича — руководителя ФИДЕ, а в прошлом вице-премьера России. «Войны – худшее, с чем можно столкнуться в жизни. Любая война. В любой стране. В том числе и эту война. Войны не просто забирают бесценные жизни. Войны убивают надежды и стремления, замораживают или разрушают отношения и связи», – сказал он изданию Mother Jones.

Его слова не остались незамеченными. Один из руководителей «Единой России» Андрей Турчак (тоже попал под санкции) потребовал наказать Дворковича, уволив его из фонда «Сколково».

Дворкович заявил, что в России и Беларуси не должны проводиться официальные шахматные мероприятия, а их игрокам должно быть запрещено представлять свои страны на международных соревнованиях, сообщил Турчак: «Это ничто иное как то самое национал-предательство… Пока одни граждане России с оружием в руках сражаются за Родину и народ России, другие по сути заняли сторону врага и действуют в его интересах».

В Кремле заявили, что работа Дворковича в «Сколково» будет зависеть от его личного решения.

В стане творческой элиты – гражданская война. Но разве это новость?

Огромный и разнообразный творческий лагерь России в отношении войны разделился на два лагеря. В самой стране больше рассказывают о тех, кто «за».

Так, писатели выступили с открытым обращением, в котором заявили о том, что спецоперация РФ на Украине направлена на установление мира в Европе. Документ подписали более 100 человек.

«Россию часто назначали виновницей того, в чем виноваты были другие. Величие нашей культуры, армии, духа воспринималось как то, с чем надо покончить», — говорится в тексте обращения.

Ну а что актеры, певцы, музыканты?

Так, Никита Михалков полностью поддерживает решение Владимира Путина:

“Я считаю, что это был единственный возможный выход из тупиковой ситуации… Я считаю, что произошедшее — это ярчайшее подтверждение того, что Россия сохранила собственное достоинство, несмотря на то, что столько лет нас пытались его лишить и мы в этом, к сожалению, порою сами принимали немалое участие”, – заявил режиссёр в беседе tass.ru.

Марат Башаров также благодарит российского президента за нападение на Украину. Его поддержали Владимир Машков, Дмитрий Певцов, Захар Прилепин…
Николай Басков уверен:

«Это самозащита России и защита её союзников. Дальше терпеть убийства русскоязычных граждан и наращивание военной и заявленной ядерной инфраструктуры, направленное на наше уничтожение, мы не имеем права».

Тина Канделаки советует повторить правила критического мышления и призывает не верить фейковой информации, которую распространяют украинцы.

Одновременно многие деятели российской культуры опубликовали коллективное обращение, в котором выступили против военных действий на Украине. По ним подписались Борис Акунин, Дмитрий Быков, Иван Вырыпаев, Дмитрий Глуховский, Владимир Сорокин, Дмитрий Муратов, Леонид Парфенов, Ирина Прохорова, Чулпан Хаматова, Лолита, Владимир Мирзоев, Лия Ахеджакова, Илья и Андрей Хржановских…

“Соотечественники! Начавшаяся война России против Украины — это позор. Это наш позор, но, к сожалению, нести ответственность за него придется еще и нашим детям, поколениям совсем юных и не родившихся еще россиян. Мы не хотим, чтобы наши дети жили в стране-агрессоре, чтобы они стыдились того, что их армия напала на соседнее независимое государство. Мы призываем всех граждан России сказать “нет” этой войне”, – гласит текст письма.

Также против военных действий России в Украине высказались телеведущие Иван Ургант, Анастасия Ивлеева, Ксения Собчак, певцы Юрий Шевчук, Сергей Лазарев, Валерий Меладзе, Иван Дорн, Манижа, Борис Гребенщиков, Теона Контридзе, футболист Федор Смолов, шахматист Ян Непомнящий, актеры Чулпан Хаматова, Данила Козловский, Ирина Старшенбаум, Марина Зудина, Катерина Шпица, Дарья Повереннова, Алика Смехова, писатели Александр Цыпкин, Борис Акунин, комики Александр Долгопопов, Денис Чужой и другие.

Ксения Собчак:

Сегодня разбудили меня в шесть утра словами «Ксюша, началась война». Не на нашей земле – да. С нашими людьми – да. Все мои прогнозы – к еб**ям. Мы все теперь заперты в этой ситуации. Выхода нет. Мы, россияне, еще много лет будем расхлебывать последствия сегодняшнего дня. (Оригинал xenia_sobchak)

Сергей Лазарев:

Задолбало, что сильные мира сего продолжают мериться силой и вооружениями! А блять жизнь ОДНА и она проходит , и никто вот уже много лет не может выдохуть и запланировать хоть что-то на завтра, потому что у политиков другие планы!!

Шоумен Максим Галкин: 

С утра на связи с родными и друзьями из Украины! Не передать словами, что я чувствую! Как это все возможно! Не может быть оправданий войне! Нет войне!”.

Журналист Александр Невзоров:

“Если бы президентом России стал электрик, всюду были бы провода и лампочки. Ей потребовались бы новые подстанции и высоковольтные линии. Если бы им стал пекарь, то множились бы булочные и кондитерские, благоухало бы сдобой, а России понадобились бы новые элеваторы и хлебокомбинаты. Но президентом стал чекист – и теперь стране срочно требуется проктолог, который попытается ее вытащить”.

Актер Максим Виторган:

“Позор”

Журналист Леонид Парфенов:

“Это не ужасный конец. Это ужас без конца… К прежней жизни не будет возврата, впереди — другая и надолго. Как уже не раз бывало, по итогу больше всего горя достанется России”.

Музыкант Юрий Шевчук:

“Эта война нужна психам, которые с ума посходили. В данный момент нашим, «кремлевским». Людям, прилепившим к себе феодальный образ мышления”.

Но есть и те, кто высказался неоднозначно

Кинорежиссер Владимир Бортко:

“Радости по поводу происходящего я не испытываю… Любая война вызывает, мягко говоря, отрицательные эмоции… Я не собираюсь ее прекращать, я хочу понять зачем, вот и все. А прекращать я ее не собираюсь. Она вполне может быть совершенно оправданна”.

Певец Тимати:

“Мне очень-очень жаль, что мы пришли в эту точку, казалось бы, невозврата. Нужен диалог. И мир, двух очень близких по своей ментальности стран”.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.