TOP

Как в сказке: родились в один день, умерли в один месяц, в один год, но – через один день

На фоне смерти лидера ЛДПР Владимира Жириновского как-то на заднем плане оказался уход из жизни ещё одного известного человека – последнего главы КПБ Ефрема Соколова. Что их роднит и различает?

Изображение: Депозитфото

Удивительные все же бывают в жизни совпадения: Жириновский и Соколов родились в один день — 25 апреля. Только Владимир Вольфович в 1946 году, а Ефрем Евсеевич — ровно на 20 лет раньше, в 1926. Ну а умерли в одном, 2022-м году, 5 и 6 апреля.

На этом, похоже, сходство и кончается.

Кончается потому, что 20 лет в этом конкретном историческом временном отрезке отказались совершено разными эпохами. Ибо во времена Советского Союза и безраздельного господства КПССневозможно даже было себе представить, что в самом центре государственных событий может оказаться не некто похожий на прямого и понятного Соколова, а такой человек, как Жириновский— фигляр и эксцентрик.

Сын системы

В эпоху Соколова все было понятно и просто. На вершину власти cложно взобраться нахрапом, не пройдя методички обязательных кадровых этапов: хозяйственная работа, партком, райком, горком и так далее.

Иногда и здесь случались исключения: кто-то умудрялся «перепрыгнуть» через ступеньку, иногда — даже две.

Но это были исключения, о которых тогда много рассуждали.

Люди, работавшие рядом с Соколовым, рассказывали, что он был человеком сомневающимся. Вроде, все уже обсудили, обо всем договорились, а Ефрем Евсеевич все колеблется: а может не стоит, а может не надо? Понятно, что тут была и оглядка наверх. Как бы в Москве не подумали: чего это Соколов так рвётся, неужели ему нынешней должности мало?

Но, мне кажется, дело не в этом. Знающие Ефрема Евсеевича люди отмечают, что он от природы был человеком смекалистым и быстро улавливал даже небольшие нюансы. Полагаю, что первому секретарю Центрального Комитета КПБ хотелось лишний раз узнать мнение окружающих. Все же в ту пору преобладала коллективная ответственность, коллективное обсуждение, коллективная работа.

 О « царских» полномочиях, как у Лукашенко, и речи не было. Как не могло быть и тех сумасбродных авантюрных проектов, типа забросать весь СНГ беларусским цементом.

И уж совсем невозможно было представить себе тогда сюжеты на Беларусском телевидении, где первый секретарь ЦК часами разглагольствовал, паря в облаках, а остальные члены бюро, как школьники младших классов под зорким взглядом учителя, старательно конспектировали поучения нынешнего главного.

И, конечно, нельзя не сказать о последнем поступке Соколова. Пусть и под нажимом Кремля, но в отставку он подал сам. И это, наверное, был его самый решительный, пусть и последний шаг.

Сын юриста

Владимира Жириновского называют политиком ярким, неординарным и очень харизматичным. Скандальные высказывания и эксцентричное поведение вывели его на пик популярности.

Одни говорят, что Жириновский— это проект КГБ, другие, что он сделал себя сам. В любом случае от факта никуда не денешься— язык у Владимира Вольф овича подвешен был здорово. Разве можно забыть такие его фразы: «Сать— русская, отец — юрист», «Русской бабе по мужику, а мужику по бутылке водки».

 Кремлю такой политик нужен был позарез.  Именно он первым озвучивал тайные пожелания правящей верхушки. Наглый, нахрапистый, в качестве последнего аргумента выплескивающий воду на оппонента в эфире телевидения, Владимир Вольфович в угоду Кремлю «оттягивал» на себя часть электората.

Кремлевские стратеги этим не гнушались: пусть народ лучше голосует за Жириновского чем за Немцова или Касьянова. И лидер ЛДП надрывался у микрофона, обещая в угоду русскому миру залить континент кровью и даже накрыть его радиоактивным пеплом.

Не узнать Жириновского-краснобая можно было только на одном мероприятии. Когда Путин принимал у себя лидеров думских фракций. Там Владимир Вольфович сидел помалкивая, абсолютно на себя непохожий.

Беларусь Жириновский стороной никогда не обходил. Именно через него Валерий Цепкало, будучи в избирательном штабе Александра Лукашенко, пробил выступление своего «патрона» в госдуме. Так что именно Жириновский сделал рекламу для Лукашенко в российском парламенте.

Владимир Вольфович никогда не скрывал своего отношения к Беларуси. Для него она всегда была только частью России. За это, кстати, Жириновский пострадал физически, находясь в Минске. Тогда Сергей Наумчик «сотоварищи» спустили его с лестницы дома правительства.

«Наше пожелание всем бывшим советским республикам: погуляли — хватит. Пора возвращаться домой. Мы не будем снова давать название СССР. Название уже есть— Российская Федерация. Федерация по-русски —объединение. Вот пусть вступают напрямую в Российскую Федерацию», — говорил Жириновский.

А вот ещё одна из его цитат: «Белоруссия должна закончить своё существование. Белоруссия — назад, домой. Никакой Белоруссии! Витебская губерния, Минская губерния, Брестская губерния, Гродненская, Гомельская. Всего шесть губерний».

Последнее время Жириновский сильно критиковал белорусского руководителя:

«Александр Лукашенко уйдёт. От него устало даже высшее чиновничество Белоруссии. Посмотрите, с какими мрачными лицами они сидят на его 4-часовом выступлении. Его лозунг «развитие и независимость». Независимость от кого? От России? Тогда откажись от нашей материальной поддержки».

А вот ещё один «славный» образчик:

«Чем закончится вся эпопея с Беларусью? Она будет опять на иждивении у нас. Да, при этом останется независимым государством. Но чтобы она существовала, нужно взять ее на полное обеспечение. И запад скажет: дураки русские, снабжают Беларусь, но через 5-7 лет она все равно окончательно уйдёт». Почему? Да потому что в Беларуси сегодня в чистом виде сталинский режим! Новое поколение мы там уже проиграли».

Но так было далеко невсегда. Эпизод лестницей в Доме правительства Сергей Наумчик распиарил что надо. А вот о другом посещении Жириновским Минска и его «схватке» с Сергеем Гайдукевичем, думаю, знают значительно меньше.

В 2001 году в Беларуси проходили вторые президентские выборы. В подмогу Александру Григорьевичу подъехали Жириновский, Зюганов, Тулеев, Владимир Яковлев, чуть позже – Юрий Лужков.

Больше всего шуму наделал, конечно, Жириновский. Казалось, что он-то наверняка поддержит одного из оппонентов Лукашенко — лидера Либерально-демократической партии Беларуси Сергея Гайдукевича, который тоже участвовал в выборах. Ан, нет.  Владимир Вольфович набросился именно на своего партийного соратника. Московский гость обвинил Сергея Васильевича в присвоении миллиона долларов от Саддама Хусейна и пригрозил, что «пресечет все связи Гайдукевича с арабским миром».

Разъярённый Сергей Васильевич добился от Центризбиркома специального постановления. ЦИК обязал БТ предоставить слово в эфире телевидения Гайдукевичу. Оно не выполнено и по сей день.

                                                               Сергей Большаков

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.