TOP

Политология для чайников. В поисках разгонного блока беларусской революции

Перед началом голосования на так называемых президентских выборах в Беларуси[1] я написал статью. Она заканчивалась следующим абзацем: «Не приходится сомневаться, что запланированный в Администрации президента результат голосования и на этот раз будет достигнут. Но, в отличие от предыдущих «элегантных побед», нынешняя не станет проходной. Она не добавит бенефициару легитимности, но сократит ее».

Прогноз подтвердился. Пятикратный победитель предыдущих электоральных кампаний стал шестикратным победителем. Уровень его официальной поддержки не вышел за пределы, установленные Центральной избирательной комиссией, победителем же и назначенной: 2020 г. — 80,10%, 2015 г. — 83,47%, 2010 г. — 79,65%, 2006 г. — 82,96%, 2001 г. — 75,65%, 1994 г. — 44,82% в первом туре и 80,34% во втором.

Если исключить результат первых президентских выборов, то среднее значение электоральной поддержки составит 80,4%, что укладывается в диапазон от 70 до 98%, характерный для постсоветских электоральных султанатов (Д. Орешкин). Тем не менее следует подчеркнуть, что в отличие от регионов «четвертой России» (Н. Зубаревич), Азербайджана в Закавказье и республик Средней Азии, в Беларуси имеется достаточно развитая инфраструктура оппозиции и независимых СМИ. Подобно знаменитому чеховскому ружью ей суждено было выстрелить, и она выстрелила.

К 100 дням народного сопротивления белорусские правозащитники опубликовали следующую статистику: 26 тыс. задержанных, 24 тыс. административных протоколов (штрафы или аресты), 4 тыс. заявлений о насилии силовиков, 0.9 тыс. уголовных дел[2].

Первой жертвой силовиков, чья смерть была официально подтверждена, стал минчанин Александр Тарайковский. На 21 ноября число погибших при различных обстоятельствах во время протестов составило 4 человека.

Поротое непоротое поколение

Роль непоротого поколения в революции впервые отметил пушкинист Натан Эйдельман в книге «Твой восемнадцатый век» (1991):

«Прямо из старинных, жестоких времен не могли бы явиться люди с тем личным достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов… Для того, чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два «непоротых поколения»… начиная с 1762 года»[3].

В XXI веке в силу понятных причин сократились сроки не только полового, но и гражданского созревания. Для появления на постсоветском пространстве критической массы людей с «личным достоинством и честью» хватило одного поколения, что и подтвердила «Революция достоинства» в Украине (2013-2014).

Однако, как свидетельствует история, для перехода непоротого поколения из состояния политической апатии в состояние политического возбуждения непоротых следует выпороть. В 1899 г. власти так и поступили со студентами Императорского Санкт-Петербургского университета, по традиции шумно отмечавшими Татьянин день.

Цитирую по книге американского историка Ричарда Пайпса «Русская революция»:

«Если попытаться установить события, не просто предвосхищавшие 1917 год, но и прямо приведшие к нему, то наш выбор должен пасть на студенческие волнения, прокатившиеся по российским университетам в феврале 1899 года. Хотя эти возмущения были быстро усмирены обычным сочетанием уступок и репрессий, они положили начало движению протеста против самодержавия, не стихавшему уже вплоть до революционных событий 1905-1906 годов»[4].

Из отчисленных в 1899 г. студентов вышли профессиональные революционеры, смыслом жизни которых стала борьба с режимом. Ограничусь двумя именами: руководитель Боевой организации партии эсеров Борис Савинков и убийца Великого Князя Сергея Александровича Иван Каляев.

По аналогичному сценарию развивался и украинский Евромайдан образца 2013-2014 гг. Поводом для его начала послужила приостановка правительством Украины процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Но резко антипрезидентский и антиправительственный характер протест принял в ночь с 29 на 30 ноября после жесткого разгона бойцами «Беркута» группы студентов (по версии журналистов), провокаторов (по версии властей).

С протестов по поводу фальсификаций результатов президентских выборов начинались и все предыдущие «Площади» в Беларуси. Для разгона протестующих властям порой хватало «семь с половиной минут» (А. Лукашенко). Разгоны, как правило, сопровождались массовыми хапунами, но кровь при этом не проливалась и избиения, если и имели место, массового характера не принимали.

Уровень жестокости, продемонстрированный силовиками 9-11 августа этого года, разделил историю постсоветской Беларуси на «до того» и «после того». Согласно опросу, проведенному в рамках проекта Mobilize Королевским институтом международных отношений (Великобритания) с августа 2018 г. по август 2020 г., 98% демонстрантов вышли на улицы в ответ на насилие и политические репрессии. Второй по популярности вариант — против Лукашенко. Третий — фальсификации выборов. Четвертый — слабое состояние экономики страны. Пятый — необходимость защиты демократии. На шестом — провальная политика государства во время коронавируса[5].

Своими комментариями («мне огромных усилий стоило, чтобы удержать ребят от жестокого ответа», «попы красили синей краской» и т.п.) глава государства исключил возможность объяснить произошедшее «перегибами на местах». Поэтому лишь у немногих могут возникнуть сомнения по поводу авторства инициативы красить задержанным попы синей краской, используя при этом резиновые дубинки в качестве кисточек.

Вопрос: ведало ли государство, что творило или нет, после 100 дней противостояния потерял свою актуальность. Резиновые дубинки вывели непоротое поколение из зоны комфорта, формированию которой способствовал устойчивый рост доходов городского населения за последние четыре года. Потребность же нахождения в зоне комфорта является одной из базовых для человека. Не случайно историк Александр Ахиезер объяснял цикличность российской истории периодическим формированием массового дискомфортного состояния в расколотом обществе[6].

Длительное нахождение в зоне комфорта, при всех очевидных плюсах, порождает застой как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Застой — это стабильность без развития. Но потеря стабильности после 9 августа создала невиданные ранее возможности для приобретения белорусами навыков совместных действий. Перегородки между личными мирками разрушились, и ареал обитания «наших» вышел за пределы отдельных квартир и лестничных площадок. И не важно, чем в ближайшее время закончится прямое противостояния общества и государства. Правы те, кто считает, что белорусы уже никогда не будут таким, каким они были до начала массовых протестов.

Рост навыков совместных действий происходит одновременно с падением доверия к государственным институтам. Измерить динамику доверия стандартными методами в Беларуси не представляется возможным. Государство об этом позаботилось. Примером такой заботы может служить размещенный в сентябре на сайте Института социологии Национальной академии наук РБ 11-ый выпуск ежегодного журнала «Социологический альманах». В журнале объемом 364 страницы содержится 36 статей. Однако слово «выборы» и его производные использовались авторами в электоральном смысле лишь один раз, причем в статье, посвященной истории предсказаний «результатов президентских выборов в США»[7].

В Беларуси любое проявление работниками бюджетных организаций нелояльности несовместимо с получением доходов из рук государства. Сотрудники академических институтов исключением не являются. Поэтому после публикации в июне 2020 г. Институтом социологии мартовского рейтинга доверия Лукашенко (24%) директору института Геннадию Коршунову пришлось уволиться.

После участия сотрудников Республиканского научно-практического центра «Кардиология» в акциях протеста против насилия был уволен директор центра, академик Александр Мрочек. За требование коллектива Национального академического театра им. Я. Купалы остановить насилие над мирными гражданами и провести пересчет голосов с участием независимых наблюдателей такая же учесть постигла директора театра Павла Латушко. 19 ноября глава государства удостоил экс директора Купаловского следующей характеристики: «Пришел один негодяй, просился туда, клялся, что будет верным стране, отечеству и президенту»[8]. Список уволенных после 9 августа статусных работников бюджетных организаций легко можно продолжить.

Об изменении уровня доверия к государству свидетельствует динамика продажи/покупки населением валюты. За 2019 г. белорусы на чистой основе продали почти в два раза меньше валюты по сравнению с 2018 г.: $ 0,6 млрд. vs. $ 1,1 млрд. В 2020 г. сальдо продажи/покупки валюты изменило свой знак, и по итогам января-октября чистая покупка валюты населением составила $ 1,64 млрд. (17% валютных сбережений населения).

Набегам белорусов на обменники способствовал и негативный международный контекст. В частности, 2 сентября в Нью-Йорке Международное рейтинговое агентство Standard and Poor’s (S&P) изменило прогноз долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Беларуси на негативный со стабильного. Европа не осталась в долгу. 19 ноября верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель пообещал, что Евросоюз не переведет ни одного евро режиму Лукашенко, а все деньги будут передаваться в страну через неправительственные организации. Последствия этого заявления для валютных резервов Национального банка РБ проявятся в ближайшие месяцы.

О низком уровне доверия государству свидетельствует и опрос, проведенный маркетинговой компанией SATIO в апреле, согласно которому почти три четверти респондентов (71%) считали, что реальное количество смертей в Беларуси гораздо большее, чем об этом сообщало Министерство здравоохранения[9].

«Колебательный контур»

Реакции белорусского общества на фальсификацию результатов президентских выборов государственная пропаганда присвоила статус «цветной революции», что и отразилось на динамике статей, содержащих фразеологизм «цветная революция» в самой многотиражной государственной газете (табл. 1).

Таблица 1

ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА СТАТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМ «ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»* (шт.)

05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20*
12 2 3 2 3 1 1 3 2 44 31 18 22 246

* На 01.12.2020

Этот статус противоречит многочисленным заявления Лукашенко по поводу исчерпания лимита революций в Беларуси. Однако нет худа без добра. У государственных идеологов, безуспешно пытавшихся на протяжении семнадцати лет[10] предложить в качестве национальной идеи хоть что-то, превосходящее по оригинальности патриотизм, появился шанс. Подобно тому, как отдельные недостатки советского строя коммунисты объясняли «пережитками прошлого», для объяснения непрекращающейся массовой протестной активности штатные идеологи призвали «западных кукловодов».

Им на помощь пришла академическая наука, не первый год пытающаяся перенести принцип симфонии, положенный еще императором Византии Юстинианом I (527-565) в основу отношений светской и духовной власти. Разумеется, без соответствующих корректировок не обошлось, что выразилось в замене духовной власти гражданским обществом.

Наиболее последовательным сторонником обновленного принципа симфонии в Беларуси выступает экс директор Института социологии Игорь Котляров. Он противопоставляет симфонии якобы набирающий в современном мире популярность принцип «государство против гражданского общества».

Ограничусь двумя цитатами: «Наиболее ярким примером реализации модели «государство против гражданского общества» явилась война государства САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты) против коренных жителей Северной Америки — индейцев, их племен, поселений и национальных структур — типичных представителей основ гражданского общества (выделено. — С.Н.».

«Следует особо подчеркнуть, что модель «гражданское общество против государства» была положена в основу технологий так называемых «цветных революций». Вспомним Варшаву, Прагу, Киев, Тбилиси, Белград, Бишкек, Кишинев. В революциях грузинской роз и киргизской тюльпанов, в украинских оранжевой и достоинства, череде арабских революций чувствовалась опытная и сильная рука кукловода, просматривался единый сценарий, использовались одни и те же хорошо отработанные технологии. Все было сделано по одним и тем же лекалам»[11].

Статьи, содержащие слово «кукловод», с 1 января по 1 декабря 2020 г. публиковались в газете «СБ. Беларусь сегодня» 53 раза, а за весь 2019 — лишь 3 раза. Свою энергию кукловоды направили на формирования фейков в интернете, что не осталось незамеченным журналистами государственных СМИ (см. табл. 2).

Таблица 2

ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА СТАТЕЙ В ГЛАВНОЙ ГАЗЕТЕ, СОДЕРЖАЩИХ СЛОВО «ФЕЙК»* (шт.)

2015 2016 2017 2018 2019 2020*
4 11 43 78 116 331

* На 01.12.2020

 

Признавая эффективность деятельности кукловодов, корректирующих «из-за бугра» протестные акции в Беларуси, идеологическая вертикаль не отдает себе отчет, что тем самым она расписывается в собственном бессилии. Однако альтернативой официальному объяснению массовых протестов может выступать лишь признание фальсификаций результатов выборов. Решиться на такое для белорусских властей — смерти подобно. Поэтому не стоит пытаться отыскивать рациональные зерна в информационном шуме, который в ежедневном режиме производит государственная пропаганда. Достаточно лишь указать, что согласно информации, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии, в состав участковых избирательных комиссий было включено 6 представителей оппозиционных политических партий, или 0,009% от их общей численности (63 347 человек)[12].

Такой избирательности у председателя ЦИК Лидии Ермошиной, занимающей свой пост с 1996 г., нашлось убедительной объяснение: «К сожалению, так сложилось, что у нас в оппозицию идут зачастую люди озлобленные, неудовлетворенные. И когда они приходят в тот или иной коллектив, то они создают очень тяжелую, нервозную обстановку. Это и ведет, собственно говоря, к отказу во включении тех или иных людей»[13].

Столь вольное обращение с биполярной смысловой конструкцией «правда-ложь» не должно подрывать найденную «от жизни» национальную идею. Согласно советскому философу Мерабу Мамардашвили, «…идеология вообще лежит вне плоскости вопроса об истине и лжи»[14]. Главное, чтобы представления, объединяющие граждан в общество, были эффективными.

Однако в расколотом обществе то, что принимается одной его частью, категорически не принимается другой. «Для раскола, — пояснял Александр Ахиезер, — характерен заколдованный круг, т.е. активизация позитивных ценностей в одной из двух частей расколотого общества, что приводит в действие силы другой части общества, отрицающие эти ценности. Активизация ценностей прогресса и развития, стремления идти по пути модернизации может активизировать статичные традиционалистские ценности определенной части народа. Вместе с тем, активизация ценностей традиционализма толкает часть общества к просветительским ценностям, к борьбе за прогресс»[15].

Этот «колебательный контур» Республика Беларусь получила в наследство от СССР, а тот, в свою очередь, от Российской империи. На гребне перестроечной волны в начале 90-х оказались сторонники европейского выбора и демократии. Они, кстати, и обеспечили победу Бориса Ельцина на президентских выборах в 1991 г. Но в 1994 г. в условиях экономического хаоса, наступление которого массовое сознание связало с политикой «дерьмократов», в Беларуси пришло время Александра Лукашенко.

[1] Сергей Николюк. Беларусь накануне переназначения шестого срока Лукашенко. URL: https://www.levada.ru/2020/08/11/novyj-nomer-vestnika-obshhestvennogo-mneniya-3/

[2] 100 дней народного сопротивления. Только цифры. URL: https://belaruspartisan.by/politic/518092/

[3] Эйдельман Н.Я., «Твой восемнадцатый век». гл. IV. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/CENTURY/CHAPT04.HTM#1

[4] Ричард Пайпс. Русская революция. Книга 1. Агония старого режима. 1905-1917. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pajps-richard/russkaya-revolyuciya-kniga-1-agoniya-starogo-rezhima-19051917/4

[5] Mobilize: 98 процентов демонстрантов вышли на протесты в Беларуси в ответ на насилие. URL: https://thinktanks.by/publication/2020/09/22/mobilize-98-protsentov-demonstrantov-vyshli-na-protesty-v-belarusi-v-otvet-na-nasilie.html

[6] А.С.Ахиезер. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-nekotorye-problemy-sotsiokulturnoy-dinamiki

[7] Терещенко О. В., Терещенко М. С. Измерения аудитории СМИ: история становления. Социологический альманах. Выпуск 11. Стр. 163.

[8] Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 ноября рассмотрел кадровые вопросы. URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rassmotrenie-kadrovyx-voprosov-24915/

[9] «Белорусское общество в ситуации эпидемии CAVID-19: реакция на кризис» URL: https://cet.eurobelarus.info/ru/library/publication/2020/10/24/belarusskoe-obschestvo-v-situatsii-epidemii-covid-19-reaktsiya.html

[10] Отчет ведется с так называемого «Идеологического совещания», прошедшего в марте 2003 г.

[11] И.В. Котляров. Государство vs. Гражданское общество: традиции и реальность (социологический дискурс). Социологический альманах. 2015. Выпуск 7. С. 19 и 20 

[12] Сведения о составе участковых избирательных комиссий. URL: http://www.rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2020/stat14.pdf

[13] Времена меняются. «СБ. Беларусь сегодня». 04.06.2020. URL: https://yandex.by/turbo/sb.by/s/articles/vremena-menyayutsya3453.html

[14] Ермошина: В оппозицию идут те, у кого жизнь не сложилась. URL: https://sputnik.by/politics/20160729/1024541402.html

[15] А.С.Ахиезер. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-nekotorye-problemy-sotsiokulturnoy-dinamiki

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.