С новым годом, с годом выхода беларусской экономики на траекторию роста!
«Я мыслю, следовательно, я существую», — утверждал Декарт. Но оставим Декарту декартово. В Беларусской модели главенствует иной принцип: «Я управляю, следовательно, я существую».
Сколько людей, столько и мнений. Звучит красиво, но требуется уточнение. Если вынести за скобки бытовые вопросы, то для наличия собственного мнения по той или иной проблеме требуется определенный уровень компетенции.
Из общего правила имеется два исключения — это футбол и политика. Но очередной чемпионат мира по футболу остался в прошлом, а политика всегда с нами. Не без ее участия импортозамещение выдвинулось в прошедшем году на роль гаранта технологического суверенитета и независимости Беларуси.
По мнению председателя Совета Республики Натальи Кочановой, у этого феномена есть простое объяснение:
«В постпандемийный период резко обострилась конкуренция на мировом рынке, а сейчас идет его передел. Когда большинство стран поддалось коронавирусной психопатии и ушло в тотальный локдаун, Беларусь не останавливала свои производства ни на один день и развивала экономику. С таким положением дел мириться многие не хотели, и свои обиды Запад вылил на нашу страну в качестве нелегитимных ограничительных мер».
Среди стран, поддавшихся психопатии, Китай вне конкуренции. В Шанхае, например, дело дошло до заваривания дверей многоквартирных домов автогеном. Соответствующие ролики в два клика можно отыскать в интернете.
В результате административного восторга, охватившего местных чиновников, 25-миллионный город оказался на грани гуманитарной катастрофы. Но в отличие от наших западных «партнеров», ни один из жителей Поднебесной на Беларусь не обиделся. Вот и соглашайся после этого с классиком японской поэзии Босё (1644 — 1694): «Запад или Восток — Всюду одна и та же беда. Ветер равно холодит».
Поговорка «англичанка гадит» родилась в Российской империи еще в XIX веке. Поэтому не стоит удивляться, что «сначала сжались экспортные рынки, а позже начали разрываться кооперационные цепочки». Однако англичанка, а вместе с ней и весь англосаксонский мир в очередной раз просчитались: белорусская промышленность, впрочем, как и экономика в целом, не только не рухнули, но подобно слону, не заметившему тявкающую Моську, продолжили успешно развиваться.
А то, что позитивные темпы роста сменились на негативные (-5,6% за январь-ноябрь продукция промышленности, и -4,7% ВВП), так кого это волнует? Главное, что «сегодня у нас достаточно много предприятий государственной и частной формы собственности, которые способны изготавливать даже самые уникальные детали и комплектующие».
Ну как тут не возрадоваться открывшемуся «окну возможностей» и встретить Новый год в обнимку с уникальными деталями и комплектующими!
Такова C’est La Vie
Еще в годы строительства коммунизма автору настоящего опуса посчастливилось прочитать рецензию на книгу американского психолога Лоуренса Питера «Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось». Не саму книгу, разумеется. В СССР подобные бестселлеры не издавались.
Напомню читателям его формулировку: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».
Простенько, но непонятно. Поэтому поясню на примере. Предположим, молодой специалист зачислен на первую ступеньку в какой-либо иерархии. Если он успешно справился со своими обязанностями, то у него появляется реальный шанс подняться на следующую ступеньку. Для школьного учителя следующая ступенька — завуч.
Но работа учителя и работа завуча — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если наш специалист успешно справится с обязанностями завуча, то в перспективе перед ним замаячит должность директора школы. Если нет, то он застрянет на второй ступеньке школьной иерархии на всю оставшуюся жизнь. А т.к. свой уровень компетентности есть у каждого, то в устоявшихся иерархических системах все управленческие уровни заняты некомпетентными людьми.
Такова C’est La Vie, и она такова независимо от тысячелетья на дворе и независимо от культурных традиций.
Напомню, свой принцип Питер разработал, анализируя американскую реальность, не склонную к единомыслию. Что же тогда говорить о реальностях, в которых господствует норма «я — начальник, ты — дурак»!
Обвал — это сколько в процентах?
В споре рождается истина. Но кому из читателей удавалось наблюдать споры по поводу корректировки курса Беларусской модели?
Казалось бы, проще всего там, где тусуются «товарищи ученные, доценты с кандидатами». Но, увы.
Согласно одному из самых авторитетных экономистов (см. программу «Точка зрения» на ОНТ), «вопреки негативным прогнозам, белорусская экономика адаптировалась к новым реалиям и выходит на траекторию роста».
Эксперт отметил 5 событий, заложивших основные подходы на 2023 г.
— Во-первых сохранилось доверие в целом к финансовой системе. В целом сохранилось. Паники не наблюдалось, вот только эксперт забыл напомнить, что индекс потребительских цен впервые с 2016 г. стал двузначным (115,5%). Но разве такая мелочь могла заинтересовать рядового телезрителя?
— Во-вторых, в результате планомерной и рациональной позиции, занятой правительством, положительное сальдо внешней торговли составило $ 4,5 млрд. Причина такого успеха осталась необъясненной. А зря! В 2022 г. импорт сокращался решительней экспорта, не обращая внимания на позицию правительства.
— В-третьих, сославшись на внешние факторы, эксперт был вынужден упомянуть рост инфляции. Но, что в этом позитивного, возмутится читатель. А не спешите: «своевременное вмешательство главы государства и предпринятые правительством меры позволили не просто не допустить ее дальнейшего роста, а даже уменьшить». Т.е. радуйтесь тому, что есть, ведь могло быть хуже!
— В-четвертых, наметилась позитивная тенденция в промышленности. Иначе и быть не могло при наличии драйвера в виде 28 программ Союзного государства. С их помощью обрабатывающая промышленность сократилась за январь-ноябрь на 6,5%.
— Пятый пункт — не допущен обвал макроэкономических показателей. К такому выводу несложно прийти, если вынести за скобки, например, статистику по инвестициям. За январь-ноябрь затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств сократились на 29,8%.
Это обвал или еще нет? Не мне спорить с авторитетным экономистом, сумевшим из перечисленного сделать вывод о сохранение управляемости белорусской экономикой.
***
«Я мыслю, следовательно, я существую», — утверждал Декарт. Но оставим Декарту декартово. В Беларусской модели главенствует иной принцип: «Я управляю, следовательно, я существую».