TOP

Соседи отгородились от Беларуси 1000-километровой стеной. Но говорить о железном занавесе не приходится

Экс-дипломат, аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Павел Слюнькин выделил три главных тренда, которые наблюдаются на внешнеполитическом фронте. По его мнению, зафиксированы «довольно серьезные успехи беларусских властей в международной деятельности», сложился «хрупкий баланс» между руководством Украины и Беларуси и постепенное возведение «железного занавеса» на западных и южных границах Беларуси.

Четвертый выпуск Беларусского трекера перемен представлен широкой публике 21 марта.

Санкционный запал Евросоюза иссяк?

На фоне изоляции от Запада официальный Минск использовал зарубежные визиты Лукашенко для демонстрации легитимности, или внешнеполитической субъектности. В этом плане «наиболее весомым» оказался визит в Пекин.

– Беларусско-китайские отношения для режима Лукашенко всегда были очень важными. Но последний раз Си Цзиньпинь приезжал в Минск в 2015 году, в 2020 году его снова пытались пригласить в Беларусь с государственным визитом, но тогда препятствовала коронавирусная инфекция, затем внутриполитическая ситуация в стране. В результате его так и не удалось заманить в Беларусь, – отмечает Павел Слюнькин.

Сам Лукашенко с официальным визитом Поднебесную не посещал с 2016 года – и только сейчас поехал с государственным визитом.

Он один из самых серьезных, но не единственный. Последние три месяца отмечены зарубежной активизацией Лукашенко.

– Например, успел съездить и в Объединенные Арабские Эмираты, где решал вопросы то ли полуличного, то ли полугосударственного характера. Но и это еще не все. Помимо поездок самого Лукашенко, наблюдались успехи и в поездках в Беларусь.

Речь идет про рабочий визит главы МИД Петера Сийярто, который 13 февраля 2023 года побывал в Минске, где встретился с беларусским министром иностранных дел Сергеем Алейником. С 2020 года – это первый визит главы МИД страны-члена Евросоюза в Беларусь:

– Очень важно отметить, что во время совместной пресс-конференции с Алейником венгерский гость не говорил ни про агрессию, ни про участие Беларуси в войне, не критиковал беларусские власти за нарушения прав человека, за тысячи политзаключенных, а сфокусировался на позитивных, приятных для беларусских властей темах – например, говорил, что Беларусь может стать площадкой для переговоров между Россией и Украиной. Критиковал санкционную политику ЕС. И хвалил экономическое сотрудничество Беларуси и Венгрии, – отмечает бывший дипломат. – С похожим заявлением выступил и Апостольский нунций архиепископ Анте Йозич, за которое уцепились пропагандисты и официальные лица, в частности, заместитель министра иностранных дел, – они пытаются планомерно, невзирая на свою токсичность, работать. Нельзя сказать, что у них это совсем не получается.

Вторым международным фактором, который экс-дипломат называет не случайным, стало выведение из-под третьего подряд санкционного пакета Европейского Союза. Несмотря на жесткие намерения официальных лиц ЕС включить Беларусь в санкционный пакет, она там так и не оказалась. Почему?

– Здесь есть несколько объяснений, я бы акцентировал внимание на двух основных. У большинства европейских стран нет желания усиливать санкционное давление на Минск без кардинального вовлечения его в боевые действия, а во-вторых, банальное отсутствие политических стимулов внутри ЕС, нежелание заниматься вторичным, по сравнению с Россией, кейсом, особенно на фоне того, что существуют диаметрально противоположные подходы к санкционной стратегии в отношении Минска со стороны ряда стран-членов ЕС: ходили слухи, что периодически Португалия, Бельгия, Италия пытаются выводить Минск из-под удара, – отметил Павел Слюнькин.

«Относительным успехом» внешней политики экс-дипломат считает приезд Владимира Путина в Минск 19 декабря 2022 года.

– Наконец не Лукашенко на ковер к Путину съездил, а тот почтил его вниманием в Минске, хотя такие визиты президент России не осуществлял в Минск на протяжении трех лет. Это беларусские власти могут тоже занести себе в копилку.

Между Минском и Киевом сложился хрупкий баланс

Второй тренд на внешнеполитическом фронте – хрупкий баланс между украинскими властями и беларусским режимом. Корреспондент Радио Свобода в Брюсселе Рикард Йозвяк говорил, что Беларусь выводится из-под европейских санкций благодаря позиции Украины, которая возражает против дополнительного давления на Минск.

– Сюда же надо добавить отсутствие ракетных обстрелов Украины с территории Беларуси – скоро полгода, как произошел последний, – отмечает Павел Слюнькин.

Одновременно демократические силы пережили ряд неприятных моментов, например, когда Светлану Тихановскую, заявленную для участия в мероприятиях, посвященных восстанию 1863-1864 годов, исключили.

– Мы проанализировали заявления украинских властей – там видно последовательное желание выводить Лукашенко из-под полномасштабного удара, нежелание ставить его в один ряд с Путиным. Например, представитель украинской разведки говорит, что тот изо всех сил старается быть не втянутым в войну, и что ему это дается очень тяжело. Подоляк тоже твердил, что не видит смысла развивать отношения с беларусскими демократическими силами, потому что нет внятной антивоенной активности. Сразу после этого во многих городах мира по призыву Тихановской состоялись антивоенные акции, акции солидарности с Украиной, а еще через несколько дней на российский военный самолёт А-50 Мачулищах была совершена атака, ответственность за которую взяли на себя Байпол во главе с Азаровым, который является частью команды Тихановской. Украинские власти просто дистанцировались от нападения, – отметил Павел Слюнькин.

Железный занавес протянулся на тысячу километров

Третий тренд – возведение «железного занавеса»: Беларусь изолирует себя все больше и больше, Польша, Литва, Украина продолжают выходить из двусторонних соглашений с Беларусью.

– После серьезного кризиса на границе с Польшей все меньше возможностей – как экономических, так и гуманитарных, человеческих сохранять связь с европейскими странами. Причем стена, которая возводится, это не фигура речи, а реальные стены. Беларусский Госпогранкомитет официально сообщил, что общая протяженность стены на западном и южном направлениях составляет тысячу километров, – резюмировал Павел Слюнькин.

Если беларусский режим ввергает страну и общество в изоляцию, то демократические силы действуют в обратном направлении. Правда, о головокружительных успехах говорить не приходится:

– Действия демократических сил точечно компенсируют последствия юридической, политической, экономической изоляции Беларуси как государства. С Варшавой удалось договориться, чтобы она и дальше признавала беларусские сертификаты и дипломы, хотя официальный Минск и вышел из двустороннего соглашения. Правительство Польши, в том числе при поддержке демсил, создало рабочую группу по поддержке беларусского бизнеса, который работает там. Удается урегулировать вопросы учебы беларусских студентов в эстонских и чешских университетах, в ПАСЕ, например, по инициативе демсил был назначен спецдокладчик для подготовки комплексного доклада о положении беларусов в изгнании и методах их решения на международном уровне. Важно и то, что Беларусь попала в заявление президента США Байдена: во время визита в Польшу он отметил борьбу лидеров оппозиции и беларусского народа за демократию. А сама Тихановская закрепила довольно очевидный тренд, довольно старый и устойчивый, – необходимость выхода Беларуси из «союзного государства» и ОДКБ, – подчеркнул эксперт.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.