TOP

Александр Фридман: Взрыв на Крымском мосту может привести войну в Беларусь

В Беларусь прибыла уже третья колонна “вагнеровцев”. Вереница военной (и не только) техники направились в палаточный лагерь в деревне Цель под Осиповичами.

Последняя колонна насчитывает больше 100 единиц техники, среди которой 19 «буханок», 21 фура, 9 автобусов, 11 тралов и грузовиков со строительной техникой, а также многочисленные пикапы, сообщают эксперты.

Пока речь идет о сотнях российских наемников, которые прибывают в страну. Зачем они здесь?

Поговорили с историком, политическим обозревателем Александром Фридманом.

– Пока мы наблюдаем незначительное перемещение “вагнеровцев” в Беларусь: речь идет о сотнях. До сих пор остается непонятным: что они будут делать в Беларуси, какие цели преследует их пребывание в стране. Да, прибывают, но по-прежнему непонятно, сколько их, будут ли они обучать беларусскую армию или готовится что-то более крупное. Например, заявления генерала Картаполова можно воспринимать и как блеф, и как попытку запугать (глава комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов в эфире российского телевидения заявил, что «ЧВК Вагнер» отправили в Беларусь «не только и не столько» для того, чтобы обучать беларусские вооруженные силы, а чтобы захватить Сувалкский «несчастный коридор за считанные часы». – СН); но в общем генерал Картаполов человек с одиозной репутацией, которого и в России серьезно не воспринимают – генерал уровня Жириновского. Но так или иначе подобные заявления звучат, они оставляют больше вопросов, чем ответов.

Пока “вагнеровцы” будут оставаться на территории Беларуси, к ним будет приковано большое внимание. Трудно сказать, на самом ли деле их пребывание в интересах Лукашенко. Ситуация развивается таким образом, что разумнее сидеть в тишине и особо никого не провоцировать. Скорее всего, это не те вопросы, которые он решает: появление “вагнеровцеы” в Беларуси говорит о том, что они здесь на российских условиях. То есть это решение принято на уровне договоренностей между Путиным и Пригожиным. А Лукашенко просто предоставляет свою территорию. Дискуссия в России ведется вокруг того, какую выгоду такой сценарий может принести Москве, а не повторяет лукашенковскую версию событий.

Я бы обождал с окончательными выводами. Тем более, приезд “вагнеровцев” отошел на второй план из-за срыва зерновой сделки, из-за удара по Крымскому мосту.

– Могут ли “вагнеровцев” использовать для обострения международной ситуации?

– Именно в этом и заключается сейчас большая опасность. Я бы исходил из того, что беларусская территория в любом случае может использоваться как угодно. А любое обострение на фронте повышает риски того, что Беларусь будет втянута в войну.

Сейчас в России, после удара по Крымскому мосту, ищут ответ, и этот ответ, с их точки зрения, должен быть симметричным. Дело в том, что в иерархии российских целей Крымский мост, видимо, цель номер 2, а первой является Кремль. Соответственно, удар по Крымскому мосту – личная пощечина Путину, так они воспринимают это. Соответственно, все рассуждения ведутся вокруг того, каким должен быть ответ. Что они обсуждают? Нанесение ударов по центрам принятия решений. Но опять же, люди, которые принимают решения, сидят в Киеве в своих кабинетах и находятся под надежной защитой ПВО и так далее. Это у Москвы не пройдет.

Второй вариант – всякие жуткие сценарии вроде применения ядерного оружия. Но эти сценарии возникают всегда – до реализации не дошло, по крайней мере пока.

А третий сценарий действительно касается Беларуси и так называемого внешнего контура. И в Москве, и в Минске подчеркивают, что Украина только исполнитель, а заказчики сидят в Вашингтоне и Лондоне. Соответственно, для российской публики и для удовлетворения своих амбиций было бы неплохо отомстить этим “заказчикам”. И в этой связи Беларусь конечно может попасть под раздачу: тут и “вагнеровцы”, тут и возможные провокации на границе – все, что угодно. Иными словами, любая радикализация ситуации на фронте в сегодняшних условиях повышает риски втягивания Беларуси в войну, вплоть до того, что боевые действия перекинутся на территорию Беларуси.

– Если прежде Украина воздерживалась от резких движений на беларусском фронте, то сейчас таких тормозов больше нет?

– Украина подготовилась к повторению возможного вторжения с беларусской территории. Да, в прошлом году Украина сдерживалась. Сейчас у меня есть полная уверенность: если с территории Беларуси будут предприняты враждебные шаги, последует ответ.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.