TOP

КРАЙНЕГО ВСЕ РАВНО НЕ НАЙДЕШЬ…

Мне бы очень хотелось посмотреть в глаза человеку, который этот БПМ рассчитывал. Крепко взять за лацканы пиджака, с чувством тряхнуть и припечатать к стенке. Ну а потом уже спросить: уважаемый, из чего ты исходил, когда считал?

История знает (и зафиксировала в анналах) не очень много случаев добровольного отречения от власти. Пожалуй, самый известный персонаж — римский император Диоклетиан. Ему смертельно наскучило решать за подданных всякие там бытовые и политические вопросы. И он удалился на свое загородное «ранчо» под Римом. Когда в столице империи совсем стало худо без «пастуха», к императору явилась делегация сенаторов: отец наш, вернись, властвуй над нами, глупыми! Диоклетиан отвечал в том смысле, что, мол, видели бы вы, какая у меня выросла капуста…

Понимаю, что тысячи раз до меня это цитировали, тысячи раз будут цитировать после меня. Но фактом это, тем не менее, останется.

* * *

Мне, конечно, возразят, что Николай Романов тоже добровольно отрекся. Ну да, если вам, фигурально выражаясь, приставят дуло к виску и не очень вежливо попросят поделиться властью, то как вы поступите? Ну а потом наступили другие времена. Наступило возрождение империи, другими методами, с другими результатами и в другом виде.

В этих новых условиях добровольный отказ от власти означал смертный приговор, в лучшем случае — полное забвение где-нибудь в Каракалпакской АССР. В общем, перефразируя Пастернака, любя власть, от нее отречься нельзя. Поэтому все, что у нас происходило последние лет двадцать, определялось только одним — беззаветной любовью к власти. Впрочем, и в обозримом будущем вся наша жизнь будет определяться только этим. Это у них там, на Западе, выбирают да выбирают, у нас все гораздо проще. Правда, могут и неудачно выбрать, иногда и Гитлера, при этом законно. Правда, расхлебав однажды всю эту кашу с ефрейтором, которую сами и заварили, больше на грабли стараются не наступать.

Ладно, это мы давайте оставим историкам, политологам и остальным экспертам. Обратимся лучше к практике живой, раскавыченной жизни.

* * *

В очереди стоят двое относительно молодых мужчин. «Как денди лондонский одет…» — этого нет, но вполне приличные люди. Не из той команды, что пасется возле универсама с 8 утра. Все же покупают две бутылки вина и два кило свежего (несоленого) сала. Странный набор. Интригует это не только меня. Пожилая женщина, из тех, без кого не обходится ни одно происшествие, интересуется:

— Молодые люди, зачем вам это сало? Оно ж несоленое!

— Ничего, шкварки жарить будем. До аванса хватит, — кратко отвечают ей.

Как можно еще более точно обрисовать экономическую ситуацию в стране? «Шкварок» до аванса хватит, на «чарку» найти всегда можно. «Чарка» теперь гораздо дешевле «шкварки». Что дальше? Дальше Бог даст день, Бог даст пищу. Точка. Вернее, многоточие…

* * *

А вот совсем другая ситуация, и тоже в Минске.

К моей жене на скамеечку в сквере у церкви Марии Магдалины подсела одна дама. Оказалось, она россиянка, из Подмосковья. Здесь они с мужем отдыхают, а в выходной решили заняться шоппингом. Дама разыскивала синюю блузу с белорусским орнаментом, вот и подошла, спросила. А женский диалог — это два монолога на одну тему: мы живем вот так, так и так, а мы — эдак. Разговоров, глупых мужских рассуждений о смысле жизни тут нет и близко.

Россиянка трудится в московской школе завучем, еще у нее полставки учителя. В месяц выходит 30 тыс. рублей. По российскому курсу доллара — это примерно 1000 у.е. Исходя из курса российского рубля у нас — 7 млн 680 тыс. Неплохо, очень неплохо. Я не встречал в РБ учительницу с такой зарплатой. Женщина живет под Москвой, на дорогу ежедневно тратит два часа туда и два обратно. Она довольна и не ропщет. Хотя для Москвы это деньги не очень большие.

Сколько получает муж, осталось непроясненным. Думаю, раза в два больше. Муж в это время обследовал фирменный магазин «Горизонт» на предмет купли телевизора ЖКИ. У них трое детей, работают тоже в столице. Там же снимают на троих одну квартиру, так дешевле, чем ездить. Папа с мамой ездят, они строят новый дом взамен сгоревшего 8 лет назад. Покупать квартиру не хотят, хотя могли бы.

В общем, как можно было понять, работают они все с полной отдачей. А иначе и нельзя: хорошая зарплата бывает только после хорошей работы. Это у них там теперь так принято. В этом смысле москвичи (об остальной России разговора нет) подобрались к Европе гораздо ближе, чем мы. Хотя в историческом плане мы к ней все же ближе.

В Москве уже складывается другой уровень культуры. Уже точно не советский, но еще не европейский. Сидеть в отпуске дома они себе уже позволить не могут, так не принято. Слишком напряженно работают — соответственно, должны отдыхать, забыв обо всем, на полную катушку. Причем у них под боком Беларусь, где отдых стоит дешевле в два раза. Скажем, эта семейная пара обосновалась в санатории «Пралеска». За сутки пребывания с носа — 40 долларов. То же самое в Подмосковье будет тянуть от 100 до 200 долларов. Интересно, что путевки в наши санатории были раскуплены еще в феврале. Пришлось включать «советский механизм», доставать по блату, с небольшой переплатой. В результате за двоих москвичи заплатили 1000 долларов. Вот это да…

Вы чувствуете гордость за родную державу, видите, каким спросом она пользуется? Автор, например, всегда был кошкой, которая гуляет сама по себе. Поэтому никакой гордости не испытываю. И даже наоборот, стыд и унижение чувствую. Москвичи могут спланировать себе отпуск, знают, что все равно поедут, знают, куда поедут и что денег у них хватит. К нам они поедут. Милости просим, конечно. Ну а нам самим остается деревня, порядком уже надоевшая, даром, что родная…

Когда-то американцы проводили уик-энды в Гаване — полный набор удовольствий за копейки, то есть, за центы. Россияне летают и ездят в Минск и окрестности тоже на выходные, и тоже здесь все безумно дешево. Какие аналогии вам еще нужны?

Напоследок москвичка расспросила, где купить хорошей сухой колбасы.

— Да везде, — отвечала жена. — Только смотрите, чтобы старая не попалась. У нас такую колбасу мало кто может себе позволить…

Ценное, своевременное замечание аборигенки…

Видите, как интересно получается. Нам не устают доказывать, что мы независимые и гордые, нельзя, дескать, нас наклонить, нагнуть и т.д. В смысле политическом, наверное, нас и правда наклонить уже будет трудновато. Так ведь и экономику никто пока не отменял. Сейчас вообще в хорошем обществе не модно применять грубую физическую силу, считается моветоном. Зачем стрелять, если можно купить? Зачем ракеты, если есть нефть, газ и те же деньги?

* * *

Иду в универсам, покупаю кирпич черного хлеба сорта «Колос» (из самых недорогих) и два пакета молока, тоже подешевле. За все плачу 16 тысяч. Дома начинаю считать. Выходит, что если каждый день производить подобную торговую операцию, то в месяц расходы типа хлеб-молоко составят около полумиллиона рублей. При этом держу в памяти, что БПМ, бюджет прожиточного минимума, составляет только 748 тыс. рублей на человека. Коммунальные платежи, проезд, мыло-шампунь с зубной пастой, сигареты, бутылочка пива, черт возьми, хоть раз в три дня, и т.д., и т.п., — на все эти радости остается 248 тысяч…

Да, согласен, мало кто живет исключительно на эти деньги, это так. С другой стороны, соседка-пенсионерка 30 лет отработала главным технологом на среднем по размерам предприятии. Пенсия у нее, обратите внимание, 1 миллион 200 тысяч рублей. Всего лишь на 450 тыс. больше этого клятого БПМа. Живет она одна, детей иметь Бог не сподобил, а родных никого нет. Как ей жить? Как ей, говоря точнее, выжить?

— Мясо последний раз я ела на Пасху, — говорит она печально и безнадежно. А я торопливо отворачиваюсь. Что-то часто я стал последнее время слышать нечто похожее, слишком часто…

Мне бы очень хотелось посмотреть в глаза человеку, который этот БПМ рассчитывал. Крепко взять за лацканы пиджака, с чувством тряхнуть и припечатать к стенке. Ну а потом уже спросить: уважаемый, из чего ты исходил, когда считал? Боюсь, это неосуществимо. Скорее всего, трудился коллектив авторов, крайнего все равно не найдешь.

Конечный же вывод выглядит юмористически. Бюджета прожиточного минимума хватает только на хлеб с молоком. Зато каждый день. С голоду помереть, конечно, трудно. А назвать это нормальной жизнью допустимо?

Аналитики говорят, что, согласно опросам, уже больше 70% белорусов хотят перемен. Правда, тут же уточняют: перемены для большинства заканчиваются всего лишь на более высоком уровне потребления. Так что не стоит тешить себя напрасными иллюзиями. Да я это и без аналитиков знаю, когда смотрю на свой дом с тыльной стороны. Пару лет назад народ начал менять старые деревянные рамы на рамы ПВХ. Уже почти все заменили. Наступил второй этап — меняют потихоньку рамы балконные. Однако теперь это значительно дороже, далеко не у всех есть такие деньги. Вывод? Опять слегка юмористический: революция у нас случится, если у людей не появятся деньги на установку балконных рам. А потом — на смену машины, стиральной машины, телевизора, обоев и так далее, и тому подобное, проще сказать, до бесконечности.

Да, вы правы, не очень смешная шутка. Скорее грустная. С другой стороны, в каждой шутке… Все равно ведь, пока люди не наедятся, пока у них не будет так, как у соседа (а может, и лучше), говорить с ними о японской поэзии или особенностях стиля Марселя Пруста как-то бессмысленно. И даже опасно: побить могут…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.