TOP

ВЛАДИМИР НЕКЛЯЕВ: «НЕЛЬЗЯ БОРОТЬСЯ ЗА ДЕМОКРАТИЮ АВТОРИТАРНЫМИ МЕТОДАМИ»

Лидер гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев рассказал, почему его движение участвовало в парламентских выборах. 

«Через сбор подписей и активно проведенную агитационную кампанию кандидаты, поддержанные кампанией «Говори правду», стали лидерами в своих регионах, что нам нужно как воздух, — это раз.

Те, кто был вовлечен ими в агитационную кампанию, помогал им при сборе подписей, стали нашими активистами — это два. Если сложить два и два, уже получается как минимум три: качественное и количественное усиление нашей структуры — прежде всего региональных отделений. Я лидер кампании — и должен решать эту задачу, используя все возможности, — сказал Некляев в интервью интернет-порталу «Белорусские новости». — Легальная политическая кампания — такая возможность. Лучшая из всех иных возможностей. Все это я уже не раз говорил. Теперь о том, чего я старался не затрагивать в предвыборный период. Вот мы, я имею в виду оппозицию, исповедуем демократию. И я понимаю так: требуя исполнения ее принципов от других, исполняй сам. Исповедуя, исповедуй».

Некляев раскритиковал тех политиков, которые призывали к бойкоту: «Можно кричать: «Подлый, антинародный, недемократический режим!», а самим по той причине, что боремся с ним, пользоваться его же приемами? Скажем, фальсификациями, как это было на минувших президентских выборах не только со стороны власти, но и стороны оппозиции?

Ведь почти никто из кандидатов в президенты от демократической оппозиции не собрал, потому что не мог собрать, необходимые сто тысяч подписей, воспользовались предложением режима стать кандидатами в президенты на халяву — и приняли это предложение! Сдали в ЦИК филькины грамоты, чуть ли не телефонные справочники на сто тысяч абонентов, а потом сообщили городу и миру, что Лукашенко сфальсифицировал выборы… А вы что сделали?

А теперь, на парламентских выборах, на которых, понятное дело, нечего ловить, виртуально поборолись из Варшавы, провели пару пикетов на минской Комаровке и сообщили городу и миру, что подвигли народ на бойкот выборов. Мало того: заявили, что любое участие в любых выборах, проводимых режимом, — соучастие в преступлении. Тогда в чем вы участвовали на выборах президентских?

Гражданская кампания «Говори правду» — не партия. Мы не выдвигали кандидатов. Мы поддерживали тех, кто поддерживал нас на президентских выборах. Людей, в которых мы уверены. Тех, кто мерз в пикетах, шел на Площадь, исключался из институтов, изгонялся с работы, сидел в тюрьме. И когда они теперь, пропахав труднейшую политическую кампанию, демократично, открытым голосованием решили не сходить с дистанции, чтобы в списках на избирательных участках остались альтернативные кандидаты, — что я, лидер кампании, должен был сделать? Сказать им: пока, до свидания? Потому что ваше решение не совпадает с моим мнением? Поступить так, как поступает Лукашенко? Ради чего и ради кого? Ради неких ников, на «клаве», стучащих «бой-й-й-ко-о-от!!!!!!!!!!!!!!»?

— Но они как раз и празднуют сейчас победу…

— Вот с празднованием я их и поздравляю. Больше не с чем, потому что бойкот от выборов к выборам упорно организовывал сам режим. Хоть с ним же и боролся: Павел Виноградов и еще несколько наших активистов за реальный бойкот, проведенный нами в 101-м избирательном округе, сидели в тюрьме. И даже там — под давлением, под угрозой продления ареста! — 23 сентября, когда их заставляли проголосовать на выборах, не проголосовали. Да они одни стоят всех виртуальных бойкотчиков, вместе взятых! Которые во всех смыслах празднуют. Опять же где? В интернете. И на празднике — заметьте — ни слова о ребятах, которых отпрессовали за реальный бойкот. Как ни слова и о том, что на той же позиции, что и Некляев (а именно: если есть реальная структура, она должна реально действовать, развиваться, а не балду в интернете гонять), стоит Николай Статкевич. Или он, как и я, «соучастник преступления и отбеливатель режима»? Такие обвинения уже звучали. И не покраснел никто.

— Но мнение ваших оппонентов таково: хоть «Говори правду» и проводила бойкот в 101-м округе, принципиально вы были против бойкота.

— Это неправда. Я не утверждаю, что интернет-бойкот ничего не дал. Очень хорошо отработали сайты, все участники этой виртуальной политической игры. Насколько можно было, настолько партии и использовали изменение в избирательном кодексе (появившуюся возможность выдвигать кандидатов по партийным спискам). Все это действительно делалось и, безусловно, дало эффект. Но преимущественно в среде интернет-сограждан.

Народ же просто не пошел голосовать — и именно это самое важное из всего, что случилось на этих выборах. Впервые очевидно обозначилось недоверие народа к режиму, впервые реально подуло угрозой краха. Причем со стороны той силы, с которой режим всеми способами пытается заигрывать, потому что сила эта — единственная, которой режим боится. Когда-нибудь это должно было случиться — вот и случилось. Не вопреки, разумеется, действиям оппозиции — но, к сожалению, и не в результате их. Не понимать этого нельзя, поэтому и тащится одеяло на себя так, что вот-вот порвется.

Можно, конечно, сделать вид, будто кто-то (апостол или раскаявшиеся грешники) стал впереди народа и не пустил его на избирательные участки. Современные политтехнологии позволяют участвовать в политике (как и во многом другом), реально не участвуя в ней. Лепить победы и достижения из ничего. Этими технологиями, коль они есть, можно и нужно пользоваться. Только, дуря других, не надо самих себя дурить до головокружения. Мол, мы с бойкотом сильны, как никогда, и никто нам больше не нужен. С ним мы победим режим, только прежде расправимся с продавшейся ему «псевдооппозицией». Что в данном случае означает: с гражданской кампанией «Говори правду»… Что ж, попробуйте. Это, конечно, легче, чем победить режим, но, уверяю, будут сложности. На президентских выборах ведь уже пробовали. Причем как наши соперники, так и наши «союзники». Все «победили» в одной тюрьме… 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.