TOP

ДОКТОР ХАОС

Зима — такое время года, когда можно до мельчайших деталей прочувствовать на себе все возможности национальной системы здравоохранения, даже если этого совсем не хочется… 

Внезапные травмы из-за мороза или гололеда, обострение хронических заболеваний, эпидемия то ли гриппа, то ли каких-то всегда неизвестных медикам простудных вирусов — все эти грустные обстоятельства приводят нас, как правило, в поликлинику, а там приходится тренировать свою нервную систему, испытывая терпение на прочность, сидя в длинных очередях, хотя взят талон на конкретное время…

Сидишь. Ждешь. Нервничаешь. Такого количества нервных людей на квадратный сантиметр, как под кабинетом терапевта, больше не встретишь нигде.

Потом наконец-то попадаешь на прием и… у тебя есть 10—12 минут, чтобы рассказать лишь о самом главном — что болит, показать, где болит, попытаться объяснить, как болит, и выслушать — что делать. Медицинская помощь оказывается в максимально сжатые сроки. И на врача обижаться глупо: любой врач — ценный кадр в любой поликлинике, а нас, нервных пациентов, за каждой дверью по десятку…

Пациенты платят и будут платить

В конце минувшего года вице-премьер Анатолий Тозик призвал белорусов не находиться в «плену иллюзий» о бесплатности социальных, в том числе и медицинских, услуг.

— К огромному сожалению, значительная часть нашего населения, и что прискорбно, трудоспособного возраста и молодежь, находится в плену иллюзий о бесплатности предоставляемых им услуг образования, жилищно-коммунальных, здравоохранения, культуры, спорта и так далее. Очевидно, отсюда и глубоко засевшее в сознании понимание, что государство должно научить, вылечить, обеспечить и так далее,— утверждал вице-премьер.

При этом он подчеркнул, что «каждый человек должен абсолютно четко осознавать свою личную ответственность за свое благополучие и зону ответственности государства. Сегодня становится абсолютно очевидно то, что нам крайне важно уходить от опеки наших людей. Заботой государства нельзя злоупотреблять».

Бесполезно спорить с вице-премьером, но, на мой взгляд, даже самая счастливая в моральном и материальном отношении белорусская семья самостоятельно не сможет «научить, вылечить, обеспечить и так далее» своих малолетних детей и престарелых родителей. Но у Беларуси по-прежнему свой уникальный путь развития…

Так вот: в ближайшей перспективе стоимость медицинских услуг для населения будет расти. Правительство гарантирует.

— Мы внесли в парламент законопроект о том, чтобы человек, причинивший себе ущерб, будучи в состоянии алкогольного опьянения, сам оплачивал бы свое лечение,— сказал Анатолий Тозик.

Напомню, именно Тозику принадлежит инициатива о введении платы в размере 5 тысяч белорусских рублей с пациента за каждое посещение поликлиники.

Впрочем, в то, что медицина у нас совершенно бесплатная, перестают верить даже зрители всех каналов гостелевидения, когда приходится обращаться к врачам.

К примеру, чтобы проверить подозрение на онкологию, надо ждать до полугода, или, как альтернатива, заплатив полмиллиона, пройти обследование в течение двух недель.

— Своих больных раком мы стараемся обследовать в день обращения. А вот не больные раком могут ждать месяцы,— подтвердил один из ведущих специалистов Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии.

Для чистоты эксперимента я позвонила в несколько медцентров, чтобы узнать, как можно пройти обследования, связанные с онкологическими заболеваниями, если не состоишь на учете у врача.

В регистратуре Центра онкологии и медицинской радиологии говорят, что длинные очереди — не только на МРТ, но и на компьютерную томограмму и ультразвуковое обследование, остальные обследования проводятся достаточно быстро:

— Компьютерную томограмму надо ждать где-то месяц-полтора. Очередь на МРТ — до полугода.

По обычному направлению обследования можно ждать месяцы. Для ускорения процедуры придется заплатить. МРТ головного мозга «с сосудами» — до полумиллиона рублей. Зато процедуру можно пройти в течение трех недель. Выбор: полмиллиона или трехмесячное ожидание бесплатной медицины в состоянии постоянного стресса.

Очереди на компьютерную томографию во многих медцентрах Минска — от месяца до двух. Примерно столько же надо ждать и ультразвукового исследования. Пройти маммолога в 26-й столичной поликлинике можно в тот же день, но платно.

Белорусские врачи в поисках пациентов

Ежегодно из системы государственного здравоохранения Беларуси увольняется до двух тысяч специалистов. Более 10 процентов из них уезжают за границу.

Между тем Минздрав настроен оптимистично и с завидной периодичностью обещает решить проблему дефицита кадров в поликлиниках и больницах. В наступившем году определен новый актуальный временной ориентир — 2015 год. С таким заявлением выступил министр здравоохранения Василий Жарко, отвечая на многочисленные обращения людей из всех регионов страны.

Признаюсь, я не разделяю министерского оптимизма.

В 2012 году в Смоленске открылся Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Среди его специалистов — много белорусов из Витебской областной больницы, Минского городского центра травматологии и ортопедии.

— Несмотря на все «но», связанные с переездом, не смог отказаться от выгодного в материальном и профессиональном отношении предложения, — признался один из столичных врачей, которому в высокотехнологичном травматологическом центре, оснащенном самым современным оборудованием, предложили хорошую должность и достойную зарплату:

— В Смоленске будут проводиться операции по замене коленных, тазобедренных, плечевых суставов, операции на позвоночнике. Мы все эти операции давно и успешно проводим в Беларуси. В новом центре возможность проведения сложнейших операций — до двух десятков ежедневно. Следовательно, зарплата будет постоянно расти, потому что россияне приглашают на работу травматологов-хирургов высшей категории и с большим стажем, отдельно оплачивая каждую проведенную операцию.

— Россия стала хорошим рынком для белорусских медиков. Чтобы специалисты оставались в Беларуси, нужна сильная мотивация, — убежден экс-министр здравоохранения Игорь Зеленкевич.— Удержать могут только стимулы. Материальные и моральные. Минздрав должен предпринимать серьезные шаги, чтобы остановить отток кадров.

Сегодня в России здравоохранение — одна из тех отраслей, которая развивается весьма динамично. В 2007 году правительство Российской Федерации приняло постановление о строительстве двенадцати федеральных центров высоких медицинских технологий. Смоленский федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования — один из них. И если несколько лет назад из Беларуси в Россию наблюдался отток кардиологов и кардиохирургов, то сейчас уезжают врачи практически всех специальностей. Для России, естественно, очень выгодно, не вкладывая лишние ресурсы, получить хороших специалистов из Беларуси.

Кстати, молодые медики в качестве дальнейшей работы выбирают и дальнее зарубежье.

— Как только закончится срок отработки по распределению, уеду работать в Польшу, — говорит Людмила, недавняя выпускница Белорусского государственного медицинского университета.— У меня есть возможность получить «карту поляка», а это очень большое преимущество при трудоустройстве. Несколько моих знакомых врачей уже уехали таким образом. Сразу на должность врача в Польше выпускников белорусских медвузов не берут, даже если есть опыт работы. Свои знания необходимо подтвердить на специальном экзамене, сдать который, к слову, непросто. Но пока готовишься к экзамену, можно подрабатывать дежурантом в клинике. Кроме того, выплачивается стипендия. В месяц совокупный доход может составлять до 1—1,5 тысячи евро. Где в Беларуси молодой доктор может получить такую зарплату и гарантии на стабильное будущее?

В принципе, как отмечают эксперты, трудовая миграция — нормальный процесс. Рынок — это ведь не только перемещение капитала и товаров, но в том числе и свободное перемещение трудовых ресурсов. Едут туда, где платят. Уезжающие врачи думают о своем профессиональном росте, о благополучии своих семей.

Ждать гастарбайтеров в белых халатах?

Любой человек, который знает нашу медицину изнутри, скажет, что с ее организацией надо что-то делать. Кадров не хватает, медобслуживание организовано так, что человек для получения услуги вынужден тратить много денег, времени и нервов. Что будет, если количество медиков не прирастет в ближайшее время, остается только догадываться. Один из специалистов управления кадровой политики Минздрава Беларуси рассказал, каким образом планируется привлекать в Беларусь зарубежный медицинский персонал:

— Мы упростили определенные административные процедуры иммиграции кадровых ресурсов в Беларусь, не связанные с квалификацией врачебного персонала. В первую очередь упразднено обязательное получение гражданства и вида на жительство, чтобы заниматься медицинской деятельностью. Такая заинтересованность в иностранных специалистах связана с естественным оттоком кадров, который неизбежен. Наши врачи уезжают по семейным обстоятельствам, по денежным мотивам. В общем, как в любой профессии.

Однако есть повод сомневаться в том, что зарубежные врачи и прочий медперсонал уже пакуют чемоданы и ищут кратчайший маршрут в Беларусь.

В ближайшие годы Евросоюз столкнется с необходимостью рекрутировать медицинские кадры в странах СНГ, отмечает руководитель программы по кадровым ресурсам здравоохранения Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Галина Перфильева. Прогноз такой: к 2020 году только в странах ЕС дефицит профессиональных кадров в здравоохранении достигнет миллиона человек. При том, что врач в ЕС — одна из самых высокооплачиваемых профессий.

Согласитесь, трудно себе представить, что может привлечь зарубежных специалистов-медиков в Беларуси. В пограничных с Беларусью регионах России тоже нужны врачи. Департамент по здравоохранению Смоленской области приглашает врачей и предлагает медицинским работникам в возрасте до 35 лет: «Если Вы после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования желаете поступить (или уже поступили) на работу в сельский населенный пункт Смоленской области, или хотите переехать (переехали) в сельский населенный пункт Смоленской области из другого населенного пункта, то после заключения трудового договора с областным учреждением здравоохранения вы можете заключить договор на получение в 2013 году единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей».

В Брянской области обращает на себя внимание, как зарплаты отличаются от белорусских. Так, приглашают врача-терапевта на зарплату 25000 российских рублей с предоставлением жилья. Те же условия для врача общей практики.

О том, как удерживают своих врачей в белорусских регионах, рассказала врач-гинеколог Ольга Максимчук:

— Я приехала по распределению в маленький городок в Витебской области. Днем работала в поликлинике. Ночью дежурила на дому. Это для меня значило, что если кто-то рожает, вызывают в больницу. Я приходила, принимала роды порой полночи, а утром — на прием. Платили так: медсестра фиксировала время прихода и ухода. Получалась та же зарплата, что теперь в минской поликлинике — 2,5 миллиона. Если бы не муж, не представляю, как смогла бы прожить вообще. Уверяю, во мне — враче там были совсем не заинтересованы: даже общежитие пришлось «выбивать с боем». Теперь на моем месте «отбывает срок» другая молодая девочка, а мы с мужем вернулись в Минск.

Симптомы становятся ощутимыми

О том, что дефицит кадров в медицине — заболевание хроническое, заговорили еще в 2007 году. И тогда одним из спасительных рецептов было предложено увеличить наборы в медицинские вузы страны. Минздрав решил, что «покрыть» естественную убыль врачей можно новоиспеченными дипломированными специалистами. С 2007-го по 2010 год число поступавших на первый курс медвузов выросло с 3679 до 4450 человек. В прошлом году дипломы врачей и распределение получили дополнительно 2,5 тысячи молодых специалистов, а в 2013 году их будет около 3,2 тысячи. Но врачей все равно не хватает. В некоторых регионах показатель укомплектованности даже снижается. Например, Брестская область обеспечена медиками на 76%, Могилевская — на 67%, а есть районы, где укомплектованность врачами составляет менее 50%.

Напомню, что задачу полностью решить все проблемы с обеспеченностью медицинскими кадрами к 2015 году перед Минздравом президент Александр Лукашенко поставил еще в феврале 2011 года, когда раздавал задания новому составу правительства. Буквально через неделю после того совещания глава Минздрава пообещал перевыполнить план: «Проблема нехватки врачей есть в первичном звене в Минске и областных городах. В 2013 году мы ее решим».

Но даже увеличенный набор студентов пока не может компенсировать отток кадров из организаций Минздрава, который составляет более трех тысяч человек ежегодно. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.