TOP

ЛУКАШЕНКО ОБЪЯСНИЛ БИЗНЕСУ, ЧЕМ ПАХНУТ ДЕНЬГИ НА РЕВОЛЮЦИЮ

Тем бизнесменам, кто надумает давать деньги оппозиции, мало не покажется. Этот посыл Александра Лукашенко стал топ-новостью с прошедшего в Минске совещания по вопросам деятельности Совета по развитию предпринимательства. 

Это называется — собрались потолковать об экономике. И сразу — политической дубиной по мозгам. «Хочу подчеркнуть, — заявил официальный лидер, — если кто-то из бизнесменов будет финансировать «пятую колонну» или каким-то иным способом оказывать негативное влияние на общество, то я буду считать, что они включились в политическую борьбу, в борьбу против государства. А там — свои законы. Потом пусть не обижаются подобные бизнесмены».

Сразу как минимум три зарубки. Первая: политизация общества для властей — однозначный негатив. Вторая: политические соперники приравниваются к врагам государства, причем особенно коварным и подлым (вспомните этимологию выражения «пятая колонна»). Третья зарубка: политическая борьба в Беларуси — это бои без правил. Пеняйте на себя, а лучше не суйтесь.

Обыватель, вложивший в политику, опасен

Да, но зачем это запугивание запуганных? Неужели кто-то из живущих в стране предпринимателей еще рискует давать деньги противникам режима? Это после череды печальных историй, когда такие спонсоры были вынуждены рвать когти?

А кто вовремя не убежал (как, скажем, Александр Пупейко, владелец гремевшей некогда фирмы «Пуше»), тот сел. Наглядная иллюстрация — судьба Дмитрия Усса, некогда преуспевавшего издателя атласов и карт. Все пошло кувырком, когда он сдружился с социал-демократом, нынешним политзаключенным Николаем Статкевичем, да еще и сам двинул в кандидаты на президентских выборах 2010 года. За решеткой оказались оба.

И уж вовсе трагичен сюжет с Анатолием Красовским — одним из тех, кого числят в списке «бесследно исчезнувших». Роковой для него стала дружба с также «бесследно исчезнувшим» Виктором Гончаром, одним из самых ярких и дерзких противников Лукашенко.

И все же отчаюги-спонсоры не перевелись, хотя «на сегодня такое случается крайне редко и обставляется максимально неофициально», сказал в комментарии для Naviny.by Андрей Дмитриев, заместитель руководителя гражданской кампании «Говори правду», сам в прошлом бизнесмен.

По его словам, «сегодня в Беларуси специально уничтожаются любые финансовые источники, которые поддерживают инакомыслие».

Действительно, начнем с того, что партии у нас не финансируются государством. Это только отечественной вертикали подобное кажется безумием или кощунством. На Западе такой порядок широко распространен.

В Германии, Польше, Эстонии автору этих строк подробно рассказывали, сколько положено из казны той или иной партии при наборе определенных (даже достаточно скромных) электоральных показателей.

Например, в Польше партия, набравшая 3% голосов на выборах в сейм (при том что порог прохождения — 5%), обеспечивает себе казенный пансион на последующие четыре года. В Эстонии достаточно взять на парламентских выборах всего 1% — и вашей партии дадут деньги из бюджета.

У нас же — догонят и еще раз дадут. Вдобавок, как слышим уже не впервые, власти предержащие еще и бизнесменам за отстегивание «пятой колонне» сулят сделать кирдык.

И наконец, боятся хотя бы символически раскошелиться на оппозицию и простые люди. Они уверены, что спецслужбы тут же пронюхают, и это аукнется.

По мнению Андрея Дмитриева, наверху особенно не хотят, чтобы вкладывать в политику стали обыватели. Ведь это вело бы к их собственной политизации. Человек, потративший рубль на какую-то партию, хочет, чтобы его взнос давал отдачу, чтобы эта партия была представлена в парламенте, могла реально влиять на дела в государстве. А это уже покушение на священный статус-кво нынешней правящей касты.

«Грантососам» не отмыться!

Таким образом, власть методично вытесняет политическую оппозицию на теневое поле подпитки из-за рубежа. Это дает, во-первых, пропагандистский эффект. Обывателю вдалбливают тезис о наймитах внешнего врага (отсюда и «пятая колонна»). Мол, они уже с потрохами заложили синеокую республику алчному мировому империализму.

(Андрей Дмитриев называет мифом утверждения о диктате зарубежных спонсоров: да, у фондов есть свои правила, но не более.)

Во-вторых, «органы» в той или иной степени могут отслеживать такие финансовые потоки. Кого-то можно шантажировать, а кого-то для острастки и посадить. Красноречивый пример — дело Алеся Беляцкого. Его правозащитную «Весну» лишили регистрации, то есть возможности легального финансирования, а потом пришили криминал за счета за границей.

В-третьих, недостаточная прозрачность таких потоков действительно может соблазнить кого-то погреть руки. В итоге раздувается миф о жирующих грантососах. В интернет вбрасываются провокационные обвинения, типа: а вон те (далее идут фамилии, названия партий, движений — нужное вписать) знаете, как присосались к забугорной кормушке! И эти люди зовут нас на борьбу?

В итоге вся оппозиция заодно с третьим сектором дискредитируется в глазах обывателя, а вдобавок сеются зерна взаимного недоверия и даже открытой вражды между различными силами в самой оппозиции. Разделяй и властвуй — классика жанра.

Тем не менее, внутренние источники подпитки, пусть и скромные, у оппозиции остаются и ныне. Более того, она старается понемногу приучить обывателя к мысли, что в политику нужно вкладываться.

Поэтому периодически и попугивает глава государства людей с деньгами, полагая, что «перестраховка не помешает», отметил политолог, постоянный автор «Снплюс» Валерий Карбалевич.

Сколько надо миллионов?

Остается вопрос о важности «денег на революцию». Как известно, заграничными ресурсами не брезговал и вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин. А киевский Майдан поддерживался не только революционным духом, но и палатками, горячим питанием, прочими приземленными материями — вплоть до биотуалетов — за счет местного капитала, заинтересованного в смене власти.

Когда в стране нет политической жизни, а итог выборов заранее известен, то количество денег для оппозиции не имеет решающего значения, полагает Валерий Карбалевич.

Другое дело, что к выборам 2015 года ситуация в Беларуси может сильно измениться, добавляет эксперт. Экономическое положение ухудшается, ресурсов у режима все меньше. И в момент общественно-политического кризиса наличие у противников режима серьезных финансовых средств может сыграть очень важную, а то и решающую роль.

Короче, с точки зрения правящей верхушки лучше лишний раз загодя ткнуть бизнесменов фейсом о тейбл. Не впервой, утрутся.

Александр КЛАСКОВСКИЙ, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.