ДЕТИ НА «МИННОМ ПОЛЕ»
Уверена, никто не возразит, что смерть собственного ребенка в любом возрасте и по любой причине — самое большое горе для матери. Но в Беларуси в течение последнего времени наблюдаются случаи детоубийства.
Что приводит матерей к такому поступку?
… В Светлогорске 19-летняя мать закопала двухмесячного мальчика в снег. Мать преступление объясняет «послеродовой депрессией» и говорит, что не отдавала отчета своим действиям.
…В Солигорске в ванной в своей квартире рабочий ОАО «Беларуськалий» нашел мертвыми трехлетнюю дочку и годовалого сына, а 23-летняя мать, которую подозревают в убийстве своих детей, скрылась.
… В Минске с 9-го этажа вместе с сыновьями семи и двух лет выбросилась 32-летняя журналистка. В момент трагедии женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком.
…В деревне Шумилинского района в кроватке сгорел полуторамесячный ребенок. Молодая мама, которая подожгла кровать, приехала с малышом в гости к матери-пенсионерке.
… 19-летняя незамужняя жительница Пинска скрывала от родственников свою беременность, к медикам не обращалась. В январе родила у себя в квартире девочку, задушила ее, завязав на шее петлю из салфетки, и отнесла на балкон. Спустя сутки выбросила тело в мусоропровод.
…В Бобруйске в больницу поступила женщина с послеродовой травмой. В ходе осмотра ее дома в бане был обнаружен труп новорожденной девочки. Смерть ребенка наступила от асфиксии: мать утопила ребенка в бочке с водой.
Психиатр Владимир Забродин считает, что нередко женщины совершают убийства своих детей в состоянии аффекта, а после ничего не помнят о случившемся:
— Чаще всего женщина узнает о трагедии, когда ее арестовывают. Она обращается к родственникам, а те не хотят с ней даже говорить. И только во время следствия, а потом лечения она восстанавливает картину случившегося. Если доказано совершение убийства в состоянии аффекта, то вместо уголовного наказания предстоит длительное лечение. Но после него муж и другие родственники отворачиваются от матери-детоубийцы, и женщина оказывается в состоянии полной социальной изоляции и испытывает чувство глубокой вины вплоть до отрицания самой себя. Опыт моей работы показывает, что некоторые убийства детей совершаются в момент, когда женщина, родившая ребенка, испытывает психологический дискомфорт в силу резко увеличившихся психофизических нагрузок. Не все одинаково переносят перестройку организма и изменение социальной роли. Это особенно актуально для ставших матерью впервые. Женщины в период появления ребенка страдают от переутомления и часто лишены поддержки супруга и родственников. В такой ситуации многие оказываются на грани нервного расстройства. Ежегодно в РНПЦ психического здоровья получают лечение по поводу психических расстройств в послеродовой период более двух десятков женщин. Не стоит успокаивать себя, что количество и случаев детоубийства, и лечения по этому поводу — незначительно. Реально таких случаев гораздо больше. Статистика скрытая, и говорить о таких случаях специалисты отказываются, ссылаясь на неэтичность и тайну следствия…
— Владимир Егорович, есть предположение, что женщины убивают своих новорожденных детей, чтобы не возмещать государству средства на их содержание, если малыш будет жить в детдоме. Сегодня ежемесячная сумма выплат на содержание ребенка составляет около миллиона рублей, для асоциальной мамы это слишком много.
— Сегодня в Беларуси у женщины есть возможность бесплатно прервать нежелательную беременность. Между тем таких случаев по социальным показаниям чуть больше одного процента во всей структуре прерывания беременностей.
Из допросов многих матерей-детоубийц следует, что беременность была желанной, и убийство ребенка никак не связано с тем, что, отдав малыша в детдом, женщина боялась бы выплат на его содержание. Думаю, не стоит видеть в случаях детоубийства негативного эффекта от выполнения президентского декрета о нерадивых родителях. Однако полностью исключать такой фактор, по моему мнению, все же нельзя.
Беби-бокс — окно жизни, но в Беларуси оно закрыто наглухо
Со времен Медеи сообщения о матерях-детоубийцах то и дело шокируют общественность, а эксперты ищут способы, как спасти невинную детскую жизнь. В Европе около 10 лет назад зародился альтернативный способ — беби-боксы, которые тут же окрестили «колыбелью жизни», «окном надежды», «коробкой спасения детей». Как ни назови, суть одна: сохранить жизнь младенцам, которых иные мамаши, словно ветошь, оставляют на остановках, в мусорках и подъездах, закапывают в сугробах…
Внешне беби-бокс — небольшое окошко, вмонтированное в здание поликлиники или больницы. Внутри же он напоминает кроватку с ортопедическим матрасом и одеялом. Зимой и летом поддерживается температура +26 градусов. Когда в ящике появляется подкидыш, раздается звонок — и его забирают медики. Осматривают малыша, делают первичные анализы. Главное преимущество — рядом с боксами нет видеокамеры, поэтому женщине гарантируется полная анонимность. В простом на первый взгляд устройстве детали продуманы до мелочей, и все рассчитано на то, что мать в последний момент одумается. К окошку обязательно ведут ступеньки — ведь даже один шаг может решить судьбу маленького человечка. Когда мать кладет в бокс ребенка, у нее в запасе есть еще 30 секунд, чтобы изменить решение. Потом дверка блокируется. А дальше подкидыш проводит в специальной больнице для отказников дней 10, затем ему присваивается статус сироты, и он отправляется либо в новую семью, либо в детдом.
В Германии, Италии, Бельгии, Чехии — везде, где «колыбели жизни» были установлены, убийства нежеланных детей пошли на убыль. Первый на постсоветском пространстве «детоприемник» появился в Риге, и первый же оставленный в нем ребенок перевернул умы горожан. Местный бизнесмен предлагал через СМИ крупную сумму матери, чтобы она забрала дитя обратно, но та так и не объявилась. В России идея начала пробивать себе дорогу после серии резонансных трагедий. Вспомните хотя бы жуткую историю, когда одна, с позволения сказать, мать хранила трупы младенцев-близнецов в холодильнике! Первые российские беби-боксы открылись в конце 2011 года.
Идея беби-боксов в Беларуси обсуждалась неоднократно. Инициатором создания «окон жизни» выступала Генпрокуратура, инициативу горячо поддерживало Министерство здравоохранения. Но дальше дискуссий дело так и не пошло. По словам главного-акушера-гинеколога Минздрава Светланы Сороки, различные республиканские ведомства рассматривали вопрос создания беби-боксов, просчитывали их целесообразность, однако к решению ввести их в практику так и не пришли.
Один из специалистов Министерства труда и социальной защиты Беларуси так прокомментировал ситуацию:
— Если у женщины будет возможность родить ребенка и оставить его безнаказанно, не опасаясь ни за свою, ни за его жизнь, то она сможет так делать каждый год. Согласно декрету президента №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» введена ответственность родителей за уклонение от содержания детей. Таким образом, оставить ребенка в роддоме, к примеру, и не содержать его, не получится. Можем получить и обратный эффект. Мы предоставим женщинам такую индульгенцию и получим взамен огромное количество «отказников».
Народный гуманизм против государственной политики
Я обратилась к читателям с просьбой высказать свое отношение к этой в буквальном смысле слова жизненной проблеме. Вот некоторые из них, сохраненные в авторской редакции.
Kindza
«Не от хорошей жизни матери, особенно молодые и одинокие, убивают своих детей. Наверное, так жизнь прижала, что не видно выхода, а всем окружающим глубоко пофиг даже на близких. Вот и срабатывает инстинкт самосохранения у женщин, как в дикой природе, где самки часто убивают детенышей в неблагоприятной обстановке. Беби-боксы спасли хотя бы половину деток, но в нашей стране чиновничьего лизанья и маразма такого не будет, к сожалению. Кстати, церковь могла бы анонимно принимать подкидышей и воспитывать их в христианской морали, но тогда денег не хватит на строительство коттеджей и на лимузины представительского класса для высшего духовенства».
Anat47
«Нет никаких оправданий этим диким преступлениям в отношении беззащитных малышей! Вспоминаю послевоенные годы, когда у многих моих сверстников отцы не вернулись с фронта, и настоящие Матери в одиночку тянули на своих плечах семьи, приговаривая «своя ноша не тянет». Они во имя детей жертвовали своим будущим ради будущего своих детей, а уж у них было гораздо больше оснований впасть в т.н. депрессию.
Чтобы стать матерью, надо иметь сердце, чистоту помыслов. Чувство великого материнского долга. Где это может найти современная белорусская молодежь? Многие просто стали одержимы духом озверевшего мещанства. Стремлением к «легкой» жизни. Кругом показ «гламура», пошлости, грязи, расчета, предательства и бесчестья. В таком «бульоне» варится наша молодежь, и как трудно ей найти дорогу в этой потной суетливости сегодняшней действительности».
Wintester
«Если вы, господа БЮРОКРАТЫ, видите, что в нашей нынешней стране детоубийство — уже тенденция, откройте беби-боксы — ведь демографическая ситуация в Беларуси ужасная. Зачем будущих граждан жечь, топить, закапывать в снегу, выбрасывать в мусоропровод?! Действительно, не нужен ребенок — оставь в беби-боксе. Нерадивым мамашам спокойно, а стране — плюс».
Вика
«В стране уже давно — глубокая социальная депрессия. Кругом общество потребителей, «праздники на костях», иллюзия нормальной жизни… А тут — ребенок орущий и сопливый — ни тебе в клубе «оторваться», ни мужика нормального в дом привести. Вместо новых сапог — памперсы надо купить. Кто виноват? Маленькое беззащитное существо? Сопутствующим фактором к детоубийству может быть мизерный размер пособия по уходу за ребенком при необоснованном ежедневном росте цен на все необходимое».
Doktor
«Убить ребенка во чреве матери — не преступление у нас, как всем известно. А после родов почему иначе? Давайте-ка и за аборты давать по 25 лет, в том числе и тому, кто аборты делает».
Кеша
«Ответственнее надо относиться к своим решениям в жизни и уметь оценивать все последствия своего выбора. Вот о чем стоило бы говорить на всяких «классных часах пропаганды» в школах с детьми, а не о «государственном патриотизме».
Viktuabr
«Девочек нужно растить матерями в семьях. Но кто им послужит примером? Мамы, которые «сидят» на сайтах знакомств, ходят «налево» и сладко в присутствии дочерей обсуждают любовников?»
Анна
«Народ, убивающий своих детей, — обречен. Нынешняя жизнь в Беларуси вполне соответствует этим строчкам:
Танцуют пары на балу.
В прихожей — куча на полу.
Ощущение, что находишься в эпицентре обвала в шахте».
Р.S. За преднамеренное убийство ребенка в соответствии с законодательством РБ предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 25 лет. За убийство новорожденного (в процессе родов или в течение 2—4 часов после родов) — до 5 лет лишения свободы.
Светлана БАЛАШОВА