ЛУКАШЕНКО ПРОРУБАЕТ ОКНА. ИЛИ ЗАТЫКАЕТ ДЫРЫ?
«…Мы пробиваем на этой дальней внешнеэкономической, внешнеполитической дуге новые окна, через которые будем работать со странами этого региона». Так Александр Лукашенко объяснил смысл своего турне с большой свитой по странам Юго-Восточной Азии и Эмиратам, отвечая на вопросы журналистов.
Диалог с журналистским пулом выглядел тщательно продуманным пиар-мероприятием. Пока глава государства путешествовал по миру, злые языки наговорили много гадостей и про сам этот вояж, названный турпоездкой, и про минусы ставки на третий мир, и про закат сотрудничества с Венесуэлой, и про якобы сгоревшие денежки на Кипре…
В общем, пришлось давать отлуп по полной программе и по всем азимутам. Миллиардов Лукашенко в кипрских банках нет, а если кто найдет, пусть забирает себе. Раскулачивание вкладчиков на Кипре — «вот вам права человека с точки зрения Евросоюза». Ну а с Венесуэлой сотрудничество будет развиваться в любом случае, даже если победит Каприлес, хотя, конечно, верх возьмет соратник Чавеса Мадуро. Ну и так далее по списку.
Бодрячество, однако, легко разбивается цифрами. Торговля с Венесуэлой, например, резко падает уже третий год, скатившись с 1,5 млрд долларов в 2010-м до 580,8 млн в 2012-м. Ничего себе развитие!
Как видим, золотой век сотрудничества закатился еще при Чавесе, когда лопнули планы перевозки нефти через океан. В этом смысле Лукашенко, возможно, и прав: теперь без особой разницы, кто там победит.
Наркотик кончился, компенсации Москва не дает
Вопрос же вопросов для белорусского руководства сегодня — деньги, в частности на модернизацию. Лукашенко этого не скрывает.
Между тем, посетовал он, «в Европе по предварительным результатам первого квартала везде падение, а европейский рынок — это половина нашего экспорта».
Действительно, по итогам двух первых месяцев года экспорт белорусских товаров в страны ЕС просел сразу на 40,7%. Но не потому, что европейцы так резко обнищали и не могут заплатить. Главная причина в том, что Москва пресекла приносившую бешеный доход год назад схему «растворителей-разбавителей».
«У нас в торговле с ЕС падение по энергетическим товарам», — подчеркнул эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко. «Экстази кончился, — говорит аналитик о растворительном бизнесе, — и компенсации от Москвы не предвидится».
По словам Болточко, Минск пытается спасти внешнюю торговлю за счет наращивания поставок сельхозпродукции, калийных удобрений, техники, но сальдо торгового и платежного балансов будет ухудшаться. И если не притечет достаточно денег за счет продажи предприятий (пошли, например, разговоры о «Гродно Азоте»), то, поскольку эффект предыдущей девальвации для экспортеров исчерпан, рыночный выход заключается в коррекции курса белорусского рубля.
Говоря прямо, напрашивается новая девальвация. И по политическим мотивам властям удобнее (если здесь вообще можно говорить об удобстве) провести ее в конце нынешнего — начале следующего года, считает собеседник: пока не началась очередная президентская кампания.
Президент водит чиновников за руку. Детский сад?
Тем временем экспорт пытаются спасти за счет рынков России и третьего мира. Явно отбивая упреки в «турпоездке» по дальним странам, Лукашенко втолковывал: «Почему едет президент? Потому что когда приезжает президент, с ним и члены правительства, и шлейф руководителей предприятий, есть доступ к любому чиновнику, министру. Считайте, что президент берет их за руку и ведет в те кабинеты, куда они самостоятельно могут попасть через год-два, а тут — сразу, за один день».
Однако эти аргументы способны лишь добавить иронии критикам. Явно советский подход: пробивать вопросы через кабинеты. Сверхъестественная вера в возможности толкачества. Но индонезийцы, сингапурцы, эмиратские бизнесмены мыслят рыночно. А белорусский товар по соотношению цена/качество уже нередко уступает, например, китайскому. Чтобы устоять в конкуренции, надо экстренно модернизировать производства и продукцию.
Но на модернизацию, в свою очередь нужны огромные средства, а отдачу она принесет не завтра. Заколдованный круг для выработавшей ресурс белорусской экономической модели.
Антон Болточко не уверен, что сингапурские толстосумы бросятся вкладывать деньги в белорусские проекты. Даже если Лукашенко лично пообещает им освобождение от налогов, другие льготы. «Подобные условия предлагались некоторым китайским инвесторам, но и их отпугивает неопределенность бизнес-климата, непредсказуемость наших властей», — говорит экономист.
Русские договариваются с поляками через голову здешнего начальства?
Интересно, что Лукашенко не упомянул о намерении Путина проложить-таки через Беларусь вторую нитку газопровода Ямал — Европа. Хотя, по идее, это как раз приток денег и вообще как бы моральная победа белорусского президента, который давно твердил, что глупо класть трубы через Балтику, когда под носом кратчайший маршрут.
Да, но тогда еще не был продан Москве «Белтрансгаз» и Лукашенко ощущал себя хозяином транзита. А теперь вот русские договариваются с поляками о второй нитке через голову здешнего начальства. Когда-то и газовую войну можно было закатить, сейчас же Беларусь становится для Кремля просто транзитной территорией. Даже не спрашивают. Обидно!
«Возможно, условия, на которых Россия предлагает проложить вторую нитку, не вполне удовлетворяют Беларусь», — предположил обозреватель-международник Андрей Федоров.
Еще свежая новость: под нужды «Газпрома» решено снести, считай, новый столичный автовокзал «Московский», Лукашенко подписал указ 4 апреля. Газпромовцы вроде как щедро оплатят облюбованное место, но все равно для многих в Минске это знак того, что в городе начинают диктовать условия чужие дяди. Сегодня — в городе, завтра — в стране?
Чем азиатские тигры отличаются от «последней диктатуры Европы»
Да, и еще насчет своей и чужой воли. Отреагировав на многие международные темы, Лукашенко обошел молчанием «слив» Розы Отунбаевой, возглавлявшей переходное правительство Кыргызстана: мол, это она три года назад выпустила из страны Курманбека Бакиева по просьбе президентов России, США и Казахстана.
Если действительно так, то благородный ореол вокруг истории спасения попавшего в беду друга (Лукашенко не единожды подчеркивал, что протянул тому руку, когда все отвернулись) сразу блекнет. Получается, что сильные мира сего все решили в своем кругу. А почему в таком разе спровадили братьев Бакиевых именно в Беларусь? Может, по той логике, что имидж «последней диктатуры Европы» все равно хуже некуда?
С таким имиджем заманивать инвесторов — дело неблагодарное. Азиатские тигры, с которых все норовит взять пример белорусский режим, порой не блистали демократией, но, по крайней мере, создавали рай для инвесторов и разворачивали рыночные реформы по полной программе.
Пока же реформ в Беларуси нет, то сколько ни летай по миру президент — он будет не столько пробивать окна, сколько затыкать дыры.
Александр КЛАСКОВСКИЙ, Naviny.by