TOP

К КОМУ ИДТИ ЛЕЧИТЬСЯ?

Основная проблема в медицине — низкое качество первичной помощи населению — огромные очереди в поликлиниках, минимальное обслуживание на дому. Так что реформу здравоохранения надо начинать с поликлиник.

Общая очередь

— Чтобы понять, какие проблемы существуют в системе первичной медпомощи, достаточно просто прийти в обыкновенную поликлинику, — считает доктор медицинских наук Николай Гринев. — По действующему законодательству заболевший человек в первый же день болезни должен прийти в поликлинику, потому что ему необходим больничный лист. В очереди к участковому терапевту он проводит порой несколько часов, чтобы получить этот документ. Кстати, эксперты ВОЗ в своем докладе «Оценка модели организации первичной медико-санитарной помощи в Беларуси» обратили внимание на то, что в 40 процентах случаев пациенты обращаются в поликлиники, чтобы получить бюллетень, а не для того, чтобы уточнить диагноз или определить курс лечения.

Получив больничный лист, на следующий день, как правило, пациент должен опять вернуться в поликлинику, отстоять несколько часов в очереди, чтобы сдать стандартные анализы. А третий день тратится на закрытие больничного листа. Получается, вместо того, чтобы провести три дня дома, человек должен ходить в поликлинику каждый день. Среди наиболее распространенных причин обращения за краткосрочными больничными — заболевания, которые относятся к так называемым заболеваниям с самопроизвольным выздоровлением, например, ОРВИ.

— Николай Григорьевич, очереди в поликлиниках все растут. Об этом знает даже Александр Лукашенко, который сказал буквально следующее: «У нас проблема одна — огромные очереди в поликлиниках. Надо, не надо — все равно сидим в этой поликлинике. Уже врачи на меня выходят и обижаются. Давайте, говорят, пусть хоть один рубль платят за посещение поликлиники. Может, просто так ходить не будут некоторые! Я говорю, да нет, подождите, у нас люди такие. Пускай уже придут, ну хоть поговорить с врачом, и то легче»…

— Не думаю, что белорусы сидят в многочасовых очередях, чтобы «хоть поговорить с врачом». К сожалению, нынешние белорусы — люди слабого здоровья и именно по этой причине «ходят по врачам» почти в три раза чаще, чем в европейских странах и США. Уровень смертности населения (14,3 случая на 1000 человек) в Беларуси выше, чем в большинстве стран мира, в том числе на 40% выше, чем в Польше, и на 70% выше, чем в США. С 1994 года население страны сократилось на 842 000 человек.

— Сейчас и частным медицинским центрам разрешили выдавать больничные…

— Это проблему никак не решит: услуги в медцентрах не по карману большинству из нас. На мой взгляд, медцентры получат собственный дополнительный доход, а за лечением пациенты по-прежнему будут обращаться в «свою» поликлинику.

Семейный врач — панацея?

Чтобы избавиться от очередей в поликлиниках, на смену участковым терапевтам должны прийти семейные врачи, считает кандидат медицинских наук Зоя Федорчук:

— Узкий специалист никогда не сможет работать на дому. Это должен быть врач общей практики, или семейный доктор, как его называют на Западе. Раньше, лет 30 — 40 назад, в поликлиниках были пункты неотложной помощи. Работала бригада поликлинических врачей, которая в своем районе выезжала на все сложные состояния: болит живот или спина, высокая температура, сильный кашель… Потом эти отделения убрали.

— Но сейчас можно вызвать врача на дом или «скорую»…

— Врач тратит на домашний визит всего 10 — 15 минут. Но при этом у участковых врачей в день по 30 — 40 визитов — и это после смены, где врач уже принял 50 пациентов… «Скорая помощь» приезжает на дом в случаях, угрожающих жизни. Разве в таких случаях может идти речь о качестве лечения? Нужно ввести врача общей практики.

По мнению экспертов ВОЗ, в белорусской системе здравоохранения наблюдается серьезный дисбаланс между распределением обязанностей: многие врачи делают то, что могли бы делать медсестры, а медсестры перегружены работой секретарского и административного характера. Хорошей альтернативой существующей системе участковых врачей и педиатров, а также подростковых врачей и гериатров в первичном звене могла бы стать работа врача общей практики (ВОП) или семейных врачей. В западном понимании ВОП — это врач, который может решить многие проблемы, которыми у нас занимаются узкие специалисты поликлиники (педиатр, невропатолог, отоларинголог, хирург, дерматолог, психолог). Наблюдая пациентов длительное время, он становится универсальным специалистом. По опыту западных стран, семейный врач может решить до 90% проблем, с которыми люди обращаются в систему здравоохранения.

«Светит» ли белорусам такое счастье? Некоторые эксперты категорично отвечают: НЕТ. У нас не знакомят студентов-медиков с принципами работы врача общей практики и не развита система последипломной специализации по профессии «врач общей практики — семейный врач». У нас не создана модель врача общей практики в городах, чтобы планировать потребности подготовки семейных врачей в будущем, потому что сегодня в Беларуси основной моделью медпомощи являются отдельные поликлиники для детей и взрослых.

И, наконец, о самом грустном. Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения совместно с Академией наук РБ провели социологическое исследование, в котором молодым врачам предложили ответить, как они представляют свою карьеру в медицине. В результате выяснилось, что около 30% молодых врачей хотели бы уехать на постоянное место жительство и работу за рубеж. Еще большая цифра — процент тех людей, которые хотели бы уехать на работу за границу временно. И это не удивительно — доходы белорусских врачей на уровне средних по стране, в то время как в странах Западной Европы (Великобритании, Дании, Швеции, Нидерландах) зарплаты врачей общей практики в 2 — 2,5 раза выше среднего уровня по стране.

Светлана БАЛАШОВА

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.