TOP

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ВЕСНЫ»

Красивое совпадение: в этом году наступление весны природной фактически совпало с возвращением весны правозащитной. Имеется в виду начало работы нового офиса известного правозащитного центра «Весна». 

Напомним, что создателя и бессменного руководителя организации Алеся Беляцкого в позапрошлом году осудили на четыре с половиной года лишения свободы. Кадры его ареста общеизвестны: покидая офис после обыска, он успел озвучить свой наказ: «Трымайце «Вясну»!».

Судя по тому, что с началом апреля на столичной улице Мержицкого начал работу новый офис этого правозащитного центра (о чем мы писали в предыдущем номере), наказ был выполнен.

Член рады правозащитного центра «Весна» Татьяна Ревяко сегодня у нас в гостях.

— Насколько нам известно, и в «безофисное» время работа «Весны» не прекращалась?

— Совершенно верно. Эти четыре месяца не были потрачены напрасно. Работа шла постоянно. Прежде всего, речь об общественной приемной, то есть о наших юристах, которые непосредственно общаются с людьми. Все это время они вели прием в офисе комитета защиты репрессированных «Солидарность».

Работа у них не прекращалась ни на один день. Все остальные работали не в офисах, а в собственных квартирах.

Такой формат позволил больше сосредоточиться на аналитических вопросах. За это время был подготовлен и издан годовой отчет о ситуации с правами человека в Беларуси в 2012 году. Это 276 страниц.

Кроме этого, был подготовлен отчет о состоянии пенитенциарной системы в стране.

Без перерывов проводились образовательные программы. И в столице, и в регионах в полную силу работала наша информационная служба. Как всегда, наблюдатели «Весны» были и в судах, и на массовых мероприятиях.

Конечно, момент некой разобщенности присутствовал, но он выражался только в незначительном дефиците координации, поэтому по средам в офисе «Солидарности» проходили общие собрания. На них мы обменивались информацией о том, что сделано за прошедшие семь дней, и планировали следующую неделю.

— А зачем «Весне» вообще нужен офис? Некоторые правозащитники работают и без него?

— Прежде всего, надо подчеркнуть, что среди правозащитных организаций Беларуси «Весна» — самая крупная. У нас 17 региональных отделений. Близкое количество только у Белорусского Хельсинкского комитета. То есть сказать, что «Весна» — это люди, которые работают в центральном офисе, неправильно. Для того чтобы вся организация работала слаженно, должно быть место, куда бы могли приехать те же региональные руководители, юристы. Для того, хотя бы, чтобы получить необходимую информацию, книги, материалы.

Так что отсутствие головного офиса для нас невозможно по определению. Иначе организация развалится на отдельные проекты. Мы же всегда работали как единое целое.

— Традиционный вопрос про планы на будущее?

— Ответ прост — будем работать не хуже, чем работали раньше.

Ориентиры сложились давно. 26 апреля «Весне» — 17 лет. Уже история!

Мы работаем в самых разных сферах. Это не только оказание юридической помощи людям. Речь о разного рода исследованиях, образовании, проведении различных кампаний. Например, кампания против смертной казни. У нас среди правозащитных организаций одна из сильнейших информационных служб.

В следующем году будем наблюдать за проведением местных выборов, в 2015-м— президентских.

К слову, наблюдение за президентскими выборами и послужило основанием для официального закрытия правозащитного центра «Весна» ровно 10 лет назад.

В 2003 году Верховный суд признал единственным основанием для закрытия нашей организации несколько неправильно оформленных протоколов направления наблюдателей на избирательные участки.

Работа правозащитников не ограничивается наблюдением за процессом голосования, хотя его оценка тоже важна. Основная нагрузка приходится на поствыборный период и выражается в оказании помощи тем, кто пострадал за участие в акциях против фальсификации. Именно это было и в 2006 году, и в 2010-м.

Александр ТОМКОВИЧ

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.