TOP

ПРОЕКТ ПУТИНА ОТРЕЗАЕТ БЕЛАРУСИ ПУТЬ В ЕВРОПУ

На международной арене Минску хронически не «климатит». На сей раз Александр Лукашенко не долетел до Бишкека и не решил вопросы с Путиным в Астане. Короче, сплошные «не». Зато продолжает решать свои вопросы российский президент.

В Астане 29 мая президенты России, Казахстана и Беларуси договорились, что уже к 1 мая следующего года будут готовы проекты документов о создании Евразийского экономического союза.

Владимиру Путину крайне важно, чтобы этот престижный для него проект был запущен в срок, 1 января 2015 года, без сучка и задоринки. Белорусский же партнер в своем фирменном стиле рассчитывает на предоплату за интеграционную лояльность. Но пока Россия не торопится быть щедрой душой. На встрече лидеров тройки в Астане Лукашенко был вынужден дать добро на продолжение евразийского проекта, однако при этом вернулся домой без подарков.

Москва требует платить по счетам

Сначала наблюдатели прогнозировали, что Путин и Лукашенко потолкуют об острых двусторонних проблемах на саммите ОДКБ в Бишкеке, но туда белорусский официальный лидер лететь передумал. Как дружно предполагают эксперты — из-за натянутых отношений с хозяевами мероприятия по причине укрывательства в Беларуси свергнутого киргизского президента Курманбека Бакиева.

Обидно: как недавно выяснилось, именно с подачи Кремля и Вашингтона в 2010 году Лукашенко приютил ставшего вдруг безработным коллегу, но большие державы умыли руки, а гостеприимному хозяину приходится отдуваться.

Короче, Бишкек накрылся. Но и в Астане, судя по всему, Лукашенко с Путиным пересечься тет-а-тет не удалось. По крайней мере, официально сообщается лишь об отдельной встрече белорусского руководителя с казахстанским коллегой.

«Путин в очередной раз хочет воспитать Лукашенко, потому что тот не выполняет обязательств по части приватизации», — считает политолог Валерий Карбалевич. Аналитик подчеркнул: конфликтность является органической частью белорусско-российских отношений, так что здесь — ничего нового.

Между тем по-прежнему висит в воздухе нефтяной баланс: Москва дозирует поставки поквартально, понуждая таким образом к уступке активов. Не торопится Кремль давать и запрошенный Минском кредит на модернизацию. Если и дадут, то под так называемые совместные проекты типа МАЗ — КамАЗ, то есть, если без камуфляжа, под ту же сдачу активов.

Наконец, повис в воздухе и вопрос о российской авиабазе. В конце апреля Лукашенко попытался уверить, что громкое заявление российского министра обороны Сергея Шойгу на сей счет не так поняли, никакой базы, вероятно, не будет, а просто добрые российские дяди дадут нам боевых самолетов. Но у мрачно молчащих российских дядей, похоже, своя трактовка. По мнению минского аналитика Александра Алесина, они намерены заставить Лукашенко платить по союзническим счетам.

Евразийская интеграция: шипов все больше, розами не пахнет

В общем, Москва прижимает, а вот пользы от громко разрекламированной экономической интеграции пока кот наплакал. Зато шипов вылезает все больше. На сегодня российский рынок для белорусской продукции сжимается, и это, по прогнозам, станет долговременной тенденцией. Большие проблемы со сбытом «МАЗов», а спутниковые снимки скопившихся за оградой МТЗ тракторов просто повергают в ужас (поговаривают о 20 тысячах машин, которые некуда девать).

Между тем России, вступившей в ВТО, своя рубашка ближе к телу. И на днях первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на докладе главе государства посетовал, что «с 1 января Россия вступила в ВТО, а российский рынок для нас один из основных, особенно, что касается продукции машиностроения. И мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку мы находимся в Таможенном союзе».

Отдельный вопрос, конечно: а почему Беларусь уже почти двадцать лет мылится со вступлением в ВТО? Все воевали с проклятыми буржуинами, от которых теперь напрямую зависит, насколько быстро туда примут. Впрочем, и после принятия врата рая не откроются — напротив, дешевый зарубежный товар может окончательно задавить нереформированные отечественные производства. Все это — расплата за пресловутую «стабильность», которая обернулась застоем, выпадением из мировых экономических процессов.

От России ждут проплаты

По прогнозам Карбалевича, документы о создании Евразийского союза, скорее всего, подпишут в намеченные сроки, но вот выполнять обязательства стороны будут в лучшем случае лишь в той степени, в какой им это выгодно.

На сегодня, отмечает эксперт, партнеры никак не могут перейти от таможенного союза к экономическому, то есть обеспечить, в частности, свободное передвижение товаров. Беларусь, например, ставит барьеры российской продукции, и наоборот. «А что будет, когда дойдет очередь до реального согласования макроэкономической политики?» — задается вопросом эксперт. «Трудно говорить даже об экономическом союзе, не говоря уж о политическом», — резюмировал Карбалевич.

Действительно, в Астане Назарбаев всячески подчеркивал, что речь идет лишь о чисто экономической интеграции. Аналитики прогнозируют, что попытки Кремля сооружать в Евразийском союзе политические надстройки, которым придется делегировать часть полномочий, и Лукашенко, и Назарбаев встретят в штыки. Авторитарные правители не любят поступаться ни граном власти. Так что Путину еще придется напороться на сопротивление материала. Но пока все резиново улыбаются для прессы.

В сухом же остатке после Астаны то, что идею Евразийского союза «пока никто на корню не зарезал», отметил аналитик BISS (Вильнюс) Андрей Елисеев. По его мнению, пока успехи евразийской интеграции не стоит преувеличивать, так как даже в сфере торговли не все препятствия ликвидированы.

Дальнейший прогресс в рамках тройки будет зависеть от того, «насколько хорошие компенсаторные меры предоставит Россия» Беларуси и Казахстану, считает аналитик. В частности, последние заинтересованы, чтобы казахстанская нефть по российским трубам шла на переработку на белорусские НПЗ.

Украина — в Европу, Беларусь — в Азиопу

Да, кое-какие выгоды можно будет урвать. Но закавыка в том, что евразийская интеграция отсекает Беларуси возможность подписать соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС — те самые, которые по осени на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» может подписать Украина.

И хотя Киев в лице Виктора Януковича, которого умасливали в Астане, маневрирует (стараясь, в частности, выторговать дешевый российский газ), «пока не видно, что Киев готов сменить вектор интеграции», говорит Елисеев. Статус же наблюдателя в Таможенном союзе, который собираются дать Украине, будет символическим, считает аналитик.

Российская пресса, к слову, отмечает, что такой статус вообще не предусмотрен нормативной базой альянса. Иначе говоря, хитрый Янукович, которого за игры на восточном векторе и так бомбит собственная оппозиция, обвиняя в измене национальным интересам, оставляет себе свободу маневра. Глубоко влезать в проекты Кремля Киев поостережется, подписание договоров с объединенной Европой несомненно привлекательнее.

Московский «КоммерсантЪ» в репортаже из Астаны по традиции слил пикантную инфу из кулуаров: после трудных переговоров Лукашенко, полагая, что микрофон выключен, обронил: «Теперь Янукович к нам, видимо, никогда не приедет!».

Да, Украина, пусть и со скрипом, выбирает, похоже, Европу. Беларусь пока сползает в Азиопу.

Александр КЛАСКОВСКИЙ, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.