TOP

МАДУРО НА НАШЕМ ПРАЗДНИКЕ

«Минску сегодня, кроме «дружбы», больше нечего предложить Каракасу, тогда как Лукашенко нужны деньги быстрые и легкие…»

На снимках все радужно и красиво. Проблемы остались за кадром. Переговоры Александра Лукашенко и Николаса Мадуро продолжались более трех часов. Белорусский лидер признал, что в отношениях двух стран есть проблемные вопросы, а поэтому необходимо провести ревизию.

Во времена визитов в Минск Уго Чавеса, после переговоров президенты выходили на публику и кроме дежурных слов о дружбе приводили и конкретику. А здесь сплошной политес. Помнится, и после разногласий в Кремле Александр Лукашенко рассказывал прессе, как развиваются отношения, крепнет дружба и активизируются экономические проекты.

Почему произошло «охлаждение» отношений между Беларусью и Венесуэлой, и чем это грозит Минску?

Вот мнение экспертов, изложенное на сайте «Товарищ.online»:

«Отношения между Беларусью и Венесуэлой строились на фундаменте личных договоренностей и интересов Александра Лукашенко и Уго Чавеса, — говорит руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук. — Сегодня этого фундамента нет. Остались обязательства. Тот факт, что Николас Мадуро приехал в Беларусь как раз в День Независимости, говорит о том, что ему не терпится получить от Беларуси то, что вытекало из личных договоренностей его патрона».

По его словам, когда в стране туалетная бумага по талонам, тут не до глобального социалистического интернационала и противодействия Америке.

Эксперт отметил, что Лукашенко известный мастер геополитического бега на короткую дистанцию: «С Чавесом он сыграл в привычной для себя манере, и сама жизнь помогла ему. Сегодня нет партнера, с которым были договоренности. Мадуро, очевидно, хотел передать Лукашенко, что он является наследником команданте не только во внутренней политике Венесуэлы, но и во внешних контактах с его партнерами, в том числе неофициальных. Не зря же он так часто говорит про птичку, вернее про Чавеса в образе птички, которая прилетает к нему и щебечет».

Как известно, Ярослав Романчук был первым в независимом экспертном сообществе, кто озвучил сумму долгов, оставшихся за нефть, которую Беларусь получила из Венесуэлы. «Если долги не оформлены надлежащим образом — а все указывает именно на это, — Мадуро может больше в Беларусь не прилетать. Как говорится, кто старое помянет, тому и глаз вон. Венесуэльский президент расстроился, очевидно, потому, что Лукашенко предложил неприемлемые ему условия обслуживания долга или вообще сказал, что между Беларусью и Венесуэлой только дружба и никаких долгов», — предполагает экономист.

Он обращает внимание на то, что Мадуро и пожаловаться открыто не может, так как любая информация о «серых» сделках Чавеса будет использована венесуэльской оппозицией. «За 2,3 миллиарда долларов — на такую сумму Венесуэла поставила нефть Беларуси — можно потерять власть. Джокер в венесуэльской борьбе за власть находится в кармане Лукашенко. Он это прекрасно понимает и не испытывает угрызений совести по отношению к человеку, которого, как оговорился, даже президентом трудно назвать. Максимум, что может сделать Мадуро, так это свернуть белорусские проекты, но если у него появится соблазн посотрудничать с белорусскими нефтяными структурами с чистого листа, Лукашенко не будет против. Для приличия это назовут «новой дорожной картой», — подчеркнул Романчук.

Венесуэльская нефть помогла белорусскому президенту в критически важный 2010 год, когда на него жала Россия. Но у него сейчас другие приоритеты и другие партнеры. Руководитель Центра Мизеса считает, что «Лукашенко может себе позволить проигнорировать требования Мадуро. Что потеряет официальный Минск? Просто на карте мира станет одной страной больше, где нас знают — и уже не ждут».

А вот доктор политических наук, эксперт Белорусской аналитической мастерской и Белорусского центра политических исследований Павел Усов предлагает не упрощать ситуацию: «Я бы не был так однозначно пессимистичен в оценке белорусско-венесуэльских отношений. Пока те проекты, которые сейчас реализуются сторонами, не заморожены, а значит «охлаждения» не произошло».

Что же касается позитивной динамики, то именно здесь, по его мнению, могут быть проблемы. «Минску сегодня, кроме «дружбы», больше нечего предложить Каракасу, тогда как Лукашенко нужны деньги быстрые и легкие, — говорит политолог. — Чавес в силу личных контактов с руководителем Беларуси мог кредитовать Беларусь. Мадуро этого пока себе позволить не может. Его авторитет и влияние в Венесуэле еще не так сильны, а проблем в стране хватает, чтобы разбрасываться деньгами».

Чудесной картинки, как была при Чавесе, уже не будет.

Но есть и официальная точка зрения. Белорусско-венесуэльские отношения не претерпели и не претерпят изменений из-за смены президента в Венесуэле, заявил посол Венесуэлы в Беларуси Америко Диас Нуньес 4 июля на пресс-конференции в Минске.

«Видение президента Николаса Мадуро дальнейшего развития отношений с Беларусью такое же, какое было и у президента Чавеса, — сказал дипломат. — Мы сотрудничаем в различных областях, но есть еще масса аспектов, которые можно задействовать и которые представляют большой интерес для обеих стран».

Иван КОБОЗЕВ

Также на эту тему: А. Класковский «MEMENTO MORI»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.