TOP

По китайскому сценарию

Основными тенденциями в развитии связей Беларуси с Китаем по-прежнему были проникновение китайского капитала в различные сферы белорусской экономики и непрозрачность белорусско-китайских отношений.

Несмотря на оптимистичные заявления официального Минска, в целом эти отношения продолжили развиваться по китайскому сценарию.

В этот период также отчетливо проявилось устремление белорусских властей сделать Китай одним из полюсов своей политики лавирования. Одновременно зафиксированы и некоторые косвенные признаки того, что Беларусь в выгодный для себя момент пойдет и на прекращение уже существующих договоренностей с Китаем.

Белорусский институт стратегических исследований (BISS) опубликовал четырнадцатый выпуск Белорусского внешнеполитического индекса. В нем анализируются белорусско-китайские отношения в мае—июне. И выводы, к которым приходят исследователи, совершенно не совпадают с заявлениями госчиновников.

Попытки использовать Китай во внешнеполитической игре с Россией, по мнению экспертов, не приведут к положительному результату. Прежде всего, из-за взвешенной и осторожной политики Пекина. Одновременно китайские власти демонстрируют серьезную готовность защищать свои интересы в регионе до тех пор, пока это не приводит к напряженности в отношениях с более значимыми партнерами. В связи с этим белорусским властям, по-видимому, следует более осторожно относиться к своим действиям, которые могут быть восприняты официальным Пекином как попытка вести нечестную игру с партнером.

Аналитики BISS считают, что основные события в развитии белорусско-китайских отношений в мае—июне были связаны с реализацией двух крупных совместных проектов — создание сборочного производства китайских автомобилей на территории Беларуси и строительство Китайско-белорусского индустриального парка (КБИП). Вопрос о сборке китайских автомобилей является одним из проблемных, прежде всего, в белорусско-российских отношениях, так как российские официальные лица неоднократно в той или иной форме выражали свое недовольство существованием данного проекта.

Тем не менее 23 мая директор СЗАО «Белджи» Д. Батраков заявил, что собранные в Беларуси китайские автомобили будут продаваться в России, а 9 июня с еще более амбициозным заявлением выступил глава Администрации президента А. Кобяков. По его мнению, белорусско-китайские легковые автомобили смогут конкурировать не только на рынке таможенной тройки, но и за ее пределами. Все эти заявления вызывают немало вопросов. Так, согласно официальной информации, СЗАО «Белджи» планирует занять от 7% до 12% белорусского рынка новых автомобилей. В численном выражении компания планирует выпускать 2 — 2,5 тыс. автомобилей уже в следующем году.

Если экспорт в Россию и будет иметь место, то он будет каплей в море на российском автомобильном рынке. И поэтому не понятна болезненная реакция ряда официальных лиц России на развертывание производства, не способного составить серьезную конкуренцию российскому автопрому.

Второй значимый проект — Китайско-белорусский индустриальный парк (КБИП). Напомним, что общественности практически ничего о нем неизвестно, за исключением пропагандистской информации о 30 млрд долларов инвестиций. 8 мая на официальном сайте Смолевичского райисполкома появилась информация, что большинство участников общественного обсуждения проекта КБИП высказались за его реализацию, а 7 июня генеральный план парка был утвержден правительством. Государственные СМИ начали активную кампанию по дискредитации его противников, отмечая, что в их число входят преимущественно минчане, которые руководствуются исключительно эгоистическими соображениями и опасаются потерять свои дачи. Параллельно чиновники заверяют людей, что их собственности ничего не угрожает. В Постановлении Совмина от 04.06.2013 №447 (об утверждении генплана) сам генплан для широкой публики не приводится (с пометкой «не рассылается»), поэтому сложно утверждать, насколько он соответствует или не соответствует тому проекту, который был предложен на общественное обсуждение. Однако есть все основания полагать, что это не конечный документ. Так, уже 24 июня в ходе бизнес-конференции «Китай (Гуандун) — Беларусь (Минская область)» заместитель директора ЗАО «Китайско-белорусский индустриальный парк» К. Коротеев заявил, что проект детального планирования КБИП будет отправлен на общественное обсуждение. Очевидно, что власти не очень заинтересованы по существу в повторном обсуждении плана парка (пусть и детального, а не генерального).

По-видимому, необходимость внести корректировки в утвержденный двумя с небольшим неделями ранее документ возникла после переговоров с деловыми кругами провинции Гуандун. Провинция Гуандун является самой густонаселенной и одной из наиболее экономически развитых провинций КНР и, безусловно, является удачным направлением поиска инвестиций. Вторым направлением, в котором работают белорусские власти, является северо-восточная провинция Хэйлунцзян, достоинства которой уже не так очевидны, но никак не комментируются белорусскими властями.

Проблема в том, что ранее презентация КБИП уже проходила и в Гуандуне, и в Хэйлунцзяне. Однако, судя по всему, предложения китайской стороны или не были высказаны, или не были приняты в полном объеме. А это означает как раз то, о чем говорят критики парка: невозможность гарантировать ни прозрачность самого проекта (включая информацию о размещаемых производствах и источниках финансирования), ни стабильность получаемой информации. Таким образом, жители Смолевичского района, равно как и всей страны, несмотря на утверждаемые правительством документы, по-прежнему не застрахованы от самых разных сюрпризов, связанных со строительством КБИП.

«Ежедневник»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.