«НАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ». Как получить большинство?
Мы проехали за лето 30 городов. В каждом городе встречались с людьми на рынках и проходных заводов. Разговаривали с чиновниками и активистами демократических сил и гражданского общества. Есть несколько вопросов про «Народный референдум», которые чаще всего задавали нам активисты и журналисты.
Главный вопрос звучит так: «Да, нам нравится идея референдума. Неплохо было бы получить возможность высказаться. Да, пора изменить ход вещей в стране. С этим согласны. Но что вы сделаете, если мы соберем подписи, а власть проигнорирует их? Или даже референдум пройдет, но власть проигнорирует мнение большинства?»
На этот вопрос сложно дать ответ. Не потому, что нет примеров и аналогий. Oсновная причина другая. Oтвет может обидеть и задеть многих, кто верит, что Беларуси нужны изменения. Но чтобы изменить ход вещей, нам надо говорить правду. Правда такова.
Мы не можем предполагать, как власть отреагирует, когда нас будет большинство. Так как за последние 20 лет мы в большинстве никогда не были. И я уверен: власть мало чего боится, но есть то, чего она боится несомненно. Как сказочный Кащей боялся, что кто-то найдет иглу и сломает ее… Власть в Беларуси боится большинства. И «Hародный референдум» — это шанс стать большинством.
Говорить правду — значит признать, что на национальном уровне с 1994 года мы, те, кто голосовал за альтернативу, были в меньшинстве. Ни тогда, когда у нас были «единые» кандидаты в 2001-м и 2006-м годах, ни в 2010 году, когда на выборы пошел каждый, кто хотел, мы не получали большинства. Конечно, у нас не было справедливых и открытых выборов. Конечно, нас было намного больше, чем посчитали в ЦИК. Но большинства не было. А большинству было все равно, как посчитали. Не потому, что у него нет чувства справедливости, а потому, что большинство было уверено: честный подсчет не изменил бы принципиально основной результат.
Повторюсь: основная задача — получить большинство. Чтобы не 20 или 30, и даже не 51 процент, а намного больше граждан поверило, что есть новое большинство, которое сможет договориться между собой и развивать страну в нужном направлении. И что большинство — это реально.
И еще одно. Считаю искусственным противопоставление двух идей: референдума и справедливых президентских выборов. Разве мы должны друг друга уверять, что мы демократы? Для тех, кто считает себя демократом, справедливые выборы — это суть демократического процесса. Про это не нужно договариваться — это факт.
Каждые выборы, не только президентские, мы говорим про важность справедливого подсчета голосов. Мы то бойкотируем, то участвуем. Но воз с места никуда не сдвинулся. Потому что в телегу надо запрягать лошадь, а не наоборот. Выборы — это инструмент, а не цель. И лошадь, которая сегодня может вытащить выборы из той трясины, в которой они находятся, это белорусский народ, большинство. Поэтому сначала нужно получить большинство, а потом громко говорить про справедливые выборы.
Власть боится большинства. Pеферендум — это шанс объединить людей и получить большинство. «Нет» может сказать каждый, кого удовлетворяет ход вещей в Беларуси, сказать «да» тоже может каждый, кто хочет изменений. И когда это «да» скажет большинство, Беларусь начнет меняться.
Андрей ДМИТРИЕВ