TOP

А гарант обещает, что все будет хорошо…

Каждый день в троллейбусе объявляют, что надо экономить. А что, лет 10 — 15 назад экономить не надо было? 

Тогда еще советского добра хватало, мы его и проедали. Теперь вроде бы уже все «съели» или доедаем, а кредиты не очень-то дают. Надо экономить. Эх…

В нашем доме наступила почти европейская жизнь. Только касаешься ключом замка в тамбуре, так и свет зажигается. Заходишь в квартиру — свет гаснет. Замечательно. А какая экономия электроэнергии! С ума сойти.

* * *

Выглядываю утром в окно, и настроение сразу портится: вижу аккуратный, даже симпатичный железный забор. Он покрашен в нейтрально-тюремную краску. Забор еще не весь установлен, бригада работяг копает ямы, ставит железные столбы и заливает их бетоном. Потом держат пролеты, пока сварщик приваривает…

Короче говоря, у нас во дворе сразу две школы, а в прошлом году возле совсем другой школы и в другом районе легковая машина сбила мальчика. Насмерть. В общем, все, как всегда у нас: сначала машина сбила мальчика, потом стали укреплять заборы возле школ.

Металлический забор выглядит приятно, но на психику все равно действует. К тому же большинство жителей ездят на работу и возвращаются с нее, ходят в магазины как раз через две эти школы. Люди есть люди, они всегда выбирают путь короче. А тут надо обходить какой-то дурацкий забор…

Через школы как-то ближе пробираться и к жилью, и к магазинам, где всегда можно приобрести «бырло». Это нетрудно выяснить, наблюдая по утрам, а также по вечером непросыхающие ручейки мужиков. Они все сразу и во всем разобрались: душа все равно просит, а тут забор…

Я немного побеседовал с рабочими. Они, если можно так сказать, бросовый материал: где-то работали, а потом их уволили. Стали не нужны или имели полный набор вредных привычек. Тут узнали про этот забор, предложили свои услуги. Их и взяли.

А сколько стоит этот забор? Точно не скажу, могу только предполагать. Во-первых, забор металлический, а металл теперь стоит очень дорого. Во-вторых, он еще и с прибамбасами, с завитушками и прочим. В-третьих, оплата работы, материалов, использование сварочного агрегата и т.д. Кстати, это вроде бы наши деньги? Или они свалились с луны?

* * *

Читаю программу российского канала «Культура»: «12.40. «Александр Невский». Боевик. Россия». Во-первых, снимали фильм не в России, а в СССР, как бы вы к нему ни относились. Во-вторых, программу этого уважаемого мною канала составляли люди, думаю, вполне культурные, а печатают ее в газете люди совсем другие. Не могу сказать, что это люди совсем тупые, не отличающие трагедии от комедии, а историческую драму от «Крепкого орешка». Просто это уже люди другой культуры. Точнее, ее большой нехватки, а то и элементарного отсутствия. Словом, люди, так сказать, ХХI века. И это печально…

Тут же находится соответствующий пример. Идут двое первоклассников, с рюкзаками за плечами, в костюмчиках, умытые и примерные. Рассуждают, спорят. Прислушиваюсь. Один твердо убежден, что Сноудена Россия отдаст Америке. Другой в этом совсем не уверен, доказывает, что не отдадут. Сами собой начинают шевелиться волосы на голове, когда начинаю вспоминать, о чем мы говорили в первом классе. Точно, конечно, не вспомню, но о политике не говорили.

* * *

Почти каждый день встречаю одних и тех же людей. И всегда в одних и тех же местах — возле мусорных баков. Чего-то ищут, роются, что-то быстро-быстро вынимают, складывают в мешки. И — шмыг! — к следующему подъезду. Изредка вижу знакомых дворников, которые везут на тележках старые, выброшенные холодильники, телевизоры, ведра, древние металлические кровати и т.д. Куда все это добро?

В пункт приема вторсырья. Платят там, конечно, копейки, но если сдавать регулярно, то в месяц что-то получается. В нашем доме хрестоматийным примером стала старушка-пенсионерка из соседнего подъезда. Каждый день она выходит на охоту за стеклотарой. И каждый день возвращается с двумя звенящими мелодично сумками. Говорят, за эти самые бутылки она сделала в своей квартире евроремонт. Охотно верю. Какая самоотверженность…

Тут же вспоминается мужичок из Мозыря. Живет он на окраине, находится, так сказать, на заслуженном отдыхе. По этой причине на торфобрикет у него никогда не хватает. Неудивительно, машина брикета теперь стоит, думаю, от 2 до 3 млн рублей. Мужичок нашел весьма оригинальный способ обогатиться. В течение весны, лета и осени он собирает медные проволочки, кем-то брошенные за полной ненадобностью. Вес — граммы, стоимость — копейки. Но если собрать много медных проволочек, то получается килограмм. У мужичка получилось больше. Цветной металл он сдал, а за полученные деньги все-таки купил машину торфобрикета. Теперь, наверное, собирает на вторую…

А вот еще, но не мужичок, а старичок. Небольшого росточка, кривоногий, необычайно активный, с седой бородкой. В джинсах бегает по всему микрорайону. Продвинутый дедушка. Я его встречал в самых разных местах района, но всегда возле мусорных баков. Взгляд у дедушки быстрый и опытный. У меня в соседнем дворе есть уединенная скамейка под роскошным кленом. Там я иногда думаю свои мысли. Однажды в субботу сидел, обдумывал совсем маленькие мысли. Как из-под земли возник этот самый кривоногий дедушка — так я понял, как он работает и что ищет. Дедушка работал очень быстро: у первого подъезда быстро осмотрел здоровенный пакет со старой одеждой. Минуту осматривал какую-то старую мужскую майку. Сунул в наплечную сумку. Вот он у другого подъезда, второго, третьего и… так далее. На весь длинный дом, прозванный «китайской стеной», у него ушло минут 15 — 20. Все, он уже у другого дома. Хотелось с ним побеседовать, да как за ним угнаться?..

И что все это значит? Почему народ так активно приобщился к мусорным бакам? Тут несколько причин сразу. Во-первых, денег не хватает, а почему — объяснять вам не стоит. Во-вторых, человек недаром есть царь природы — выживает он гораздо лучше других видов животных. В-третьих, если государство не может, то человек может всегда. Мусорка — так мусорка…

* * *

Недавно у нас в микрорайоне случилась маленькая, тихая и бескровная революция. Дело, в общем, банальное: одна торговая сеть поглотила совсем неплохой гастроном. Что тут необычного? Так всегда было и везде, исключая времена СССР. Более сильный и агрессивный хищник ловил и, прошу прощения, кушал более слабого. Что природа, что человек — везде одно и то же.

Повторюсь, магазин был хороший, все там было, что положено: и весь ассортимент, и собственное производство, и свои поставщики, включая фермеров. К владельцу персонал относился хорошо, даже преданно. Этот вывод я делаю вот из чего. Новый директор поставил условие: никого не увольняю, все продолжают трудиться, а если не нравится, пожалуйста, увольняйтесь. Работницы предпочли второй вариант: почти все уволились. Не понравился им новый хозяин. Это же подтверждает объявление у всех ближайших к универсаму домов о наборе в новый продуктовый магазин торгового персонала ( зарплата от 5 до 8 млн руб.) и персонала в отдел собственного производства (от 3,7 до 7,5 млн руб.).

В самом магазине теперь царит легкий бардак. Кредитные карточки к оплате не принимаются, и прочая мелочь. Вроде того, что в очереди в кассу стоишь в два раза дольше. Это все, конечно, утрясется. Пожалуй, главный момент состоит в том, что магазин купила крупная российская торговая сеть. А так — все нормально. Колбаса такая же, и хлеб такой же, и водка все те же 40 градусов и той же торговой марки. Чего бисер метать?

Я, правда, могу говорить об одном недостатке. Почему этот магазин купила не белорусская торговая сеть, а российская? Ну, это понятно, там, в России, денег больше, там для них, сетей, свободы больше, преференций. А все же обидно. Гарант обещает, что все будет хорошо. На самом деле все становится только хуже. Что поделаешь, приходится вспоминать печально знаменитое и уже вошедшее в историю выражение о «жулье», под которым гарант имел в виду предпринимателей. Тихо, негромко (исключая калийные дела) идет дележка белорусской собственности. Нас постепенно додавливают, прижимают лопатки к полу. Скоро мы захлопаем ладошкой по борцовскому ковру, признавая поражение?

Сергей ШЕВЦОВ

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.