TOP

Раса Юкнявичене: Я не хочу, чтобы между Литвой и Беларусью возник новый железный занавес

«Россия очень не хочет сотрудничества между нашими странами, не хочет иметь демократическое государство между Россией и НАТО, Европейским Союзом. В качестве буфера Москва предпочитает иметь недемократическое государство», — уверена Раса Юкнявичене.Депутат Сейма Литвы, бывший министр обороны страны (2008-2012 годы) Раса Юкнявичене рассказала о реформировании литовских Вооруженных сил, поделилась опытом, который могла бы позаимствовать Беларусь, и оценила сегодняшнее состояние белорусско-литовских отношений.

«Мы строили Вооруженные силы с нуля»

— Какую роль в появлении Вооруженных сил независимой Литвы сыграли события января 1991 года в Вильнюсе? Можно ли говорить, что силовая попытка советского руководства вернуть Литву в лоно СССР положила начало созданию Вооруженных сил независимой Литвы?

— Еще до тех трагических событий мы знали, что Вооруженные силы будут восстановлены. Что за государство без армии? Но январские события помогли восстановить ее очень быстро. А добровольческая часть Вооруженных сил и создана сразу после январских событий.

— Как удалось избавиться от советского наследия в военной сфере?

— Мы строили Вооруженные силы заново. Наша армия была уничтожена в 1940 году. Так что пришлось начинать все с нуля.

Домой, в Литву, вернулись офицеры Советской армии — военный опыт у них был. Очень сильно помогли наши партнеры: и Германия, и США, и Франция, и скандинавские государства, где учились наши молодые люди. Сейчас они уже становятся генералами.

— Какие основные этапы прошла литовская армия?

— Их два: до вступления Литвы в НАТО и после. Одна стратегия, когда ты один, и совершенно иная, когда являешься частью  самого мощного в мире альянса.

— Что собой представляют ваши Вооруженные силы сегодня?

— Их численность определяют президент, правительство; парламент принимает закон, какие Вооруженные силы и с какими структурами (численность офицеров, рядовых) будут в стране ближайшие  шесть-семь лет. Каждый год парламент принимает соответствующий закон.

Конечно, предложения исходят от Министерства обороны, которые обсуждаются и принимаются парламентом. Состояние армии определяется уровнем риска, уровнем угроз, а также нашими финансовыми возможностями.

Со структурой которой можно ознакомиться на сайте Министерства обороны. У нас 8 тысяч профессионального персонала и до четырех с половиной тысяч добровольцев, которые тоже являются частью Вооруженных сил.

— Гипотетический вопрос: способна ли такая армия противостоять внешней агрессии?

— Мы являемся частью НАТО, и НАТО, конечно же, подготовлен к любым военным действиям. Это — крупнейший альянс в мире, я спокойна за нашу безопасность.

— В 2008-2012 годах Вы являлись министром обороны Литвы. Почему женщина возглавила сугубо мужское ведомство? Справились ли Вы, медик по образованию, с такой необычной для себя новой ролью?

— А какая разница между медиком Олекасом (министр обороны Литвы в настоящее время Юозас Олекас . — Ред.) сегодня и мной вчерашней? Только в том, что он — мужчина? В мединституте мы изучали одни и те же дисциплины.

— Г-жа Юкнявичене, что из литовского опыта построения армии могла бы взять на вооружение Беларусь?

— Демократию. Нужно установить политический и гражданский контроль над Вооруженными силами — в демократических государствах эта миссия возложена на правительство. И член правительства — министр обороны — должен быть гражданским человеком. Руководить Вооруженными силами, естественно, должны военные. У нас, как и в других государствах НАТО, система так и построена: стратегией и политическим гражданским контролем занимается министр, парламент, а военные дела решают военные, и руководит Вооруженными силами Главнокомандующий, которого назначают парламент с президентом.

Комментарий эксперта

Валерий Фролов, командир 107-й мотострелковой дивизии — начальник Вильнюсского гарнизона в 1991-1993 годах:

— Основу литовской армии на начальном этапе ее становления составляли бывшие офицеры Советской Армии, которые привнесли в нее все лучшее со своего опыта, зачастую боевого. А дальше Литва строила свои Вооруженные силы, взяв курс на сближение с Евросоюзом и НАТО.

Нормальная, спокойная, деловая армия с хорошими традициями, армия, которую позволяет себе содержать государство. В Литве меньше говорят о безграничных возможностях вооруженных сил, а занимаются делом — тем, чем и должна заниматься любая армия.

Белорусского солдата от профессионализма отвлекает слишком много мелочей, чего нет в Литве. Уровень обслуживания техники далек от необходимого, что еще раз подтвердили белорусско-российские учения «Запад-2013». У нас не тот уровень обслуживания, чтобы содержать технику в боевой готовности.

Лично я не вижу возможностей для дальнейшего сокращения армии. Куда еще сокращать, если численность МВД выше, чем у Вооруженных сил?

Материал подготовлен в рамках инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» при поддержке фонда DANIDA.

Владимир ЖУРАВОК

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.