TOP

Раса Юкнявичене: «Россия очень не хочет сотрудничества между нашими странами»

Продолжаем разговор о реформе литовской армии. Депутат Сейма Литвы, бывший министр обороны страны (2008-2012 годы) Раса Юкнявичене рассуждает о реформировании Вооруженных сил, делится опытом, который могла бы позаимствовать Беларусь, и оценивает сегодняшнее состояние белорусско-литовских отношений.

— Как Вы оцениваете нынешнее состояние белорусско-литовского сотрудничества в военной сфере? Существует ли оно вообще?

— До декабря 2010 года я даже встречалась с вашим министром обороны и подписала Договор о военном сотрудничестве с Беларусью. В истории РБ это первый документ такого род с государством-членом НАТО. Я приложила очень много сил, чтобы Литва с Беларусью стали хорошими соседями: обменивались делегациями, военные разрабатывали программу о сотрудничестве.

Но проблемы с демократией, которые возникли после президентских выборов 2010 года, коллапс остатков демократии в Беларуси, решение Европейского Союза и других демократических государств ввести санкции в отношении официального Минска определило и будущее нашего сотрудничества.

К сожалению, не от меня одной зависят хорошие отношения с соседями.

— 4 июля 2012 года граждане Швеции вылетели с литовского аэродрома Поцюнай на лЕгкомоторном самолЕте Jodel и сбросили в приграничных районах Беларуси плюшевых мишек. Министром обороны Литвы были Вы. Раскройте секрет: каким образом плюшевый десант стал возможен? Как случилось, что пересечение границы произошло незамеченным?

— Нет никаких секретов! Я узнала о плюшевом десанте из печати. Шведы нарушили наши правила: легально находились в Литве, а потом, нарушив договоренности, полетели не обратно, в Швецию, а на низкой высоте (чтобы избежать радаров) направились в Беларусь.

Оцениваю эту акцию негативно, она ничем не помогла оппозиции. Не знаю, кто стоял за этими действиями, возможно, люди даже не поняли, что они совершили. Но я уверена, что это была провокация, выгодная только Российской Федерации.

— Тот инцидент повлиял на судьбу министра обороны Расы Юнкявичене?

— Нет (смеется). У нас, знаете ли, бывают демократические выборы.

— Официальный Минск объявил плюшевый десант «провокацией иностранных спецслужб, свою роль в которой сыграла и Литва». Это цитата из Лукашенко. Какие последствия для двусторонних отношений повлекла акция?

— Я готова согласиться с вашим президентом только в том случае, если под спецслужбами он подразумевает и спецслужбы России. Россия очень не хочет сотрудничества между нашими странами, не хочет иметь демократическое государство между РФ и НАТО, Европейским Союзом. В качестве буфера Москва желает видеть недемократическое государство.

— Какое впечатление о белорусской системе ПВО у Вас сложилось после плюшевого десанта?

— Если это правда, что шведский самолет долетел почти до Минска, то… так и сработали.

«Беларусь — просто буфер»

— Не кажется ли Вам, что Москва использовала «плюшевый десант» для расширения российского военного присутствия на территории Беларуси — для защиты так называемых «западных рубежей союзного государства»?

— Именно об этом я и говорила.

— К 2015 году Москва планирует разместить на белорусской территории авиаполк для защиты воздушных рубежей «Союзного государства». Уже в 2013 году предполагается создать авиационную комендатуру и поставить на дежурство звено истребителей. Для этой цели России приглянулся Лидский аэродром, расположенный в 35 км от границы с Литвой (в 100 км от Вильнюса) и в 120 км от границы с Польшей. Считает ли Вильнюс российское военное присутствие на территории соседней Беларуси угрозой национальной безопасности?

— В первую очередь это угроза национальной безопасности Беларуси: она теряет суверенитет. При нынешнем режиме в Кремле российское военное присутствие у вас не повышает и нашу безопасность.

— Российские военные говорят: авиабаза создается в рамках единой системы противовоздушной обороны, для защиты белорусского неба. Однако вместо перехватчиков белорусам подсунули ударные самолеты. С какой целью?

— Традиционные учения: «Запад-2009», «Запад-2011», «Запад-2013» — все они отрабатывали сценарий нападения.

Я знаю только одно: Литва никому не угрожает. Литва не является проблемой или угрозой для Беларуси. И альянс НАТО не заинтересован в военных действиях в этом регионе. Мы хотим мирно развиваться, стать развивающимся североевропейским регионом. Мы хотим сотрудничать с нашими соседями, с белорусами — тем более. Мы не даем никаких поводов для размещения российских вооруженных баз вблизи нашей границы.

— В оценке учений «Запад-2013» со стороны Вильнюса превалирует политический фактор либо Литва считает реальной военную угрозу со стороны так называемого «Союзного государства»?

— Сценарий последних учений «Запад-2013» заставляет нас серьезно задуматься.

Я не могу понять одного: в России — демографические проблемы, социальное положение многих россиян печальное, состояние экономики тяжелое, а Россия такие средства вкладывает в широкомасштабные военные учения. Деньги на ветер, что называется. Мне трудно понять такую политику, откровенно говорю.

Кремль нас очень часто унижает, не признает нашего прошлого, истории, оккупации. Даже события 13 января 1991 года, в которых мы участвовали и на свои глаза увидели — кто есть кто. Агрессивность Кремля уже очевидна. Это понимают не только в Европе, но и в других регионах. Такая политика ведет в никуда.

Если и есть угроза со стороны России, то она в том, что исходит от очень слабого государства, экономически слабого. Я боюсь, что у России при такой политике, как сейчас, нет будущего. Хорошего будущего.

А Беларусь — просто буфер.

— Можно ли говорить, что Россия проявляет агрессию и в отношении Беларуси? Либо здесь ситуация иная?

— Я думаю, ситуация иная. Официально — это дружба, но на практике Россия прибирает Беларусь к рукам — экономически, энергетически, финансово…

— Насколько сильно и серьезно влияет приближение российских войск к литовской границе, то есть границе с ЕС и НАТО, на отношения Минска с Литвой и с Евросоюзом?

— Будь Беларусь и Россия демократическими государствами, желающими сотрудничать на нормальной демократической прозрачной основе, то я не видела бы в этом больших проблем. Но когда страны ведут политику, в которой все больше и больше агрессии, каждый литовец задумается о разнице в нашем мышлении.

Я очень не хочу, чтобы между Литвой и Беларусью возник новый железный занавес.

— Возможна ли при нашем нынешнем политическом режиме активизация белорусско-литовских отношений в военной сфере и вообще улучшение двусторонних отношений?

— Это зависит только от Беларуси. Полностью.

Комментарий эксперта

Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog:

— Сложно согласиться с тем, что Россия рассматривает Беларусь в качестве буферной зоны. Скорее, в качестве своей вотчины. Где она имеют небом данное право делать почти все, что заблагорассудится. Это рудименты имперского мышления.

Слова г-жи Юкнявичене подтверждают предположение о том, что размещение российской авиабазы, которое является шагом политическим, консервативной частью европейских элит воспринимается как прямая угроза и признак агрессивности.

Стоит также обратить внимание на отмеченное бывшим министром обороны несоответствие геополитических амбиций России ее сегодняшним возможностям. И не самым радужным перспективам для этой страны в будущем. И это не заявление политика-русофоба: не надо забывать, что в течение достаточно долгого периода Р. Юкнявичене имела доступ к разведывательной информации и аналитике как Литвы, так и НАТО. В целом, официальному Минску есть над чем задуматься.

Материал подготовлен в рамках инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» при поддержке фонда DANIDA

Владимир ЖУРАВОК

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.