TOP

Сделано инвалидом

Эльжбета Голембевска является директором отдела профессиональной активизации польского объединения «Инвалиды для окружающей среды «ЭКОН». Из названия нетрудно догадаться об экологической направленности организации. Она занимается сбором мусора. 

В Беларуси это прерогатива «мусоровозов», конечный маршрут которых — места утилизации. В Польше чаще всего таковыми становятся перерабатывающие заводы, а у нас — свалки…

Даже трудно поверить в то, что «ЭКОН» всего несколько лет назад начинал в буквальном смысле с нуля. Взяли в банке кредит и на него закупили автомобили, необходимое оборудование.

Со временем дела пошли в гору, и инвалидам (на работу берут только тех, кто имеет явные физические и умственные нарушения) удалось существенно потеснить с соответствующего рынка конкурентов. Кроме этого, инвалиды обрели такое людское доверие, что многие отдают отходы именно им. Понимают — все будет сделано добросовестно и честно.

В Польском обществе для людей с инвалидностью хватает позитивных примеров подобного рода. Вот расположенный в Варшаве центр профессионального консультирования и поддержки лиц с ограниченными умственными возможностями (Центр «ДЗВОНИ»).

Для тех, кто самостоятельно хочет познакомиться с его работой, публикуем адрес сайта http://www.centrumdzwoni.pl/index.php, сами же воспользуемся помощью экспертов, в роли которых выступили Каролина Маковецка и Тереса Гронэк.

Итак, «ДЗВОНИ» работает в соответствии с моделью поддерживаемого трудоустройства. Если сказать проще, это означает полную профессиональную адаптацию инвалидов, включая поиск для них подходящей работы. Для чего весь коллектив «ДЗВОНИ» условно можно разделить на четыре «пазла». Это профконсультанты, психологи, трудовые тренеры и специалисты по связям с работодателями. Нет смысла подробно останавливаться на функциях каждого из них, отметим только, что почти во всех случаях трудоустройство заканчивается довольно успешно.

Один из клиентов — Збигнев, рассказал о том, как в центре ему подобрали работу, то есть проверили, подходит ли она по моральным и физическим показателям. Специально закрепили специалиста по трудоустройству. Он помог не только найти работу, но и адаптироваться в новом коллективе. Кстати, добираться к предприятию было непросто, и чтобы Збигнев получше запомнил дорогу, куратор несколько раз сопровождал его туда. И все это абсолютно бесплатно…

Финансовый момент здесь очень важный. На каждом предприятии для инвалидов законодательно введена специальная квота, но если таких там нет, тоже не беда. Тогда отчисляются оговоренные средства в специальный фонд, и это внимательно отслеживают разного рода фискальные структуры. Так что попытка обойти, словчить очень строго карается огромными штрафами.

С помощью вот таким образом полученных денег и оборудуются рабочие места для инвалидов.

В стабильной Беларуси, к сожалению, все происходит с точностью до наоборот. Один инвалид мне рассказывал, как несколько лет бесплатно отрабатывал вложенные в него работодателем средства — покупку компьютера.

Работодателю у нас, мягко говоря, невыгодно иметь дело с инвалидами. Извините, но его ждет слишком много бюрократического геморроя. Конечно, никто напрямую об этом не скажет, но то, что главенствует субъективный подход — однозначно.

Особенно это касается частных коммерческих предприятий, по закону они должны оборудовать (за свой счет) для инвалидов рабочие места, которые впоследствии примет специальная комиссия. Надо ли говорить, что это слишком хлопотно и сложно… Наверное, белорусскому нанимателю проще взять на работу 10 здоровых, чем одного инвалида…

Эксперт и менеджер проектов активно работающего в Беларуси Офиса по правам людей с инвалидностью Галина Крот рассказала еще много всего интересного о том, что стало реальностью у поляков, и пока является чем-то сказочным для нас, но проводить параллели нет смысла. Не хочется, чтобы кто-то сильно расстраивался насчет того, как все хорошо «там» и как плохо «тут».

Ограничусь только одним случаем из недавней практики Галины Крот. Девушка с полным отсутствием зрения, которая к ней обратилась, решила стать юристом, но МРЭК в соответствующей справке отказала: мол, в ее памяти невозможно держать тысячи разных законов… Но тут же посоветовали стать …переводчиком!

Принципиальная разница в том, что в Польше реально занимаются инвалидными проблемами, а в Беларуси больше лишь разговоров об этом…

Трудоустройство инвалидов — очень наглядное тому подтверждение.

Материал подготовлен при поддержке фонда DANIDA.

Автор выражает благодарность за помощь информационному Офису солидарности с Беларусью.

Александр ТОМКОВИЧ, Минск-Варшава-Минск

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.